Карантин наводит на мысли...

топ 100 блогов diak_kuraev26.04.2020 монахиня Кассия Сенина:

о причастии, церковной жизни и языке тишины (выношу свои реплики из подзамочного диалога, стартовавшего от обсуждения интересного вопроса: если помимо к.в.19 всегда существуют вирусы, которыми можно заразить кого-нибудь в церкви и этот кто-то может умереть, то почему мы не причащаемся сейчас, но будем причащаться потом?)

помню, году этак в 90-91-м, я еще только начала воцерковляться, мне одна подруга сказала, что ее церковные таинства и практики не привлекают по причине брезгливости - причащаться неведомо с кем из одной ложки и целовать вслед за неведомо кем иконы итп. я тогда не нашла, что ей ответить, сама постановка вопроса мне показалась дикой. видимо, я была свято уверена, что в церкви ничем заразиться нельзя, ведь все святое )))

вообще, с великим удовольствием наблюдаю сейчас за православными. как они ужом выкручиваются и как все это православие их со свистом обнуляется. а ведь даже не чума и не свиной грипп ))

*
ответов на вопросы не было никогда, просто их не принято задавать. в свое время я задавала много вопросов, но ответы получала или мутные, или в стиле "ответа нет, но ты верь покрепче, ибо-дабы", мы мол должны "доверять Богу". (при чем тут Бог, как-то не очень понятно)) т.е. по сути вся эта (да и любая другая, впрочем) религия превращается в требование верить втонезнаючто, затемнезнаюзачем. я много лет в самом деле думала, что все то, во что нам предлагается верить, имеет под собой солидные основания, исторические, мистические и пр. но теперь вижу, что никаких таких оснований нет, сплошные иллюзии, обман и просто желание верить в нечто, т.к. иначе или неуютно и страшно, или просто обидно, что много лет потратил на всякую дурь.

*
думаю, она [вышеупомянутая моя подруга] с т.з. здравого рассудка вполне себе права и хорошо сделала, что ни в какую церковь ходить не стала, молодец.

себе тогдашней... ну, я бы сказала: девочка, беги! - только я бы не послушалась, глупая была. или, скорее, очень неразвитая. не умела ничем заполнить свою жизнь и реализоваться - вечная проблема юности, особенно когда знаний маловато. впрочем, там были сопутствующие факторы, вполне банальные, все это на раз объясняется психологией.

если честно, я думаю, что причастие - такая же ритуальная фикция, как и все прочее, ничего оно не дает, кроме иллюзий. я это теперь очень хорошо вижу, т.к. когда-то причащалась даже по несколько раз в неделю, а теперь - едва несколько раз в году. так что имела возможность сравнить, поменялось ли что-то во мне при этом, и как именно. вообще, хорошая штука - осознанность. если хочешь узнать, что тебе дает и дает ли то или иное действие, брось это делать - и увидишь )) эффект от причастия основан на банальной самонакрутке: сначала ты себя винишь, весь такой грешный, исповедь и всякое такое (собственно, сама исповедь как таковая - чудовищное насилие над психикой: ты должен какие-то позорные, с церковной т.з. - и с твоей, соответственно - вещи открывать постороннему человеку, хотя вроде как Бог и так все знает и можно было бы каяться непосредственно Ему; однако же нет, зачем-то нужен посредник - зачем же? конечно, чтобы у человека возникало нестерпимое чувство стыда и все, что из этого воспоследует, в психологии давно описано). потом, значит, у тебя облегчение - ах, Господь меня принимает, такого грешного червя! и вот удостоил причастия!! какая неслыханная милость! (ну, это я утрирую, бывают разные градации, но в целом все это основана на психологической манипуляции, и все эти эффекты уже описаны, они действуют в разных авторитарных системах и в разных религиях, и они универсальны) - а дальше можно пару часов порадоваться и походить с небесным чувством благодарности... пока не нагрешишь раздражением, осуждением или чем там, и "благодать причастия" эта сдуется в айнмомент )) можно, правда, даже и этого не ощущать, но верить, что ты как-то там усовершаешься и обоживаешься тайно образующе, не замечая этого )) ну, 5 лет можно, 10, 15... да сколько можно-то? )) а грехи как были, так и остаются - кто бы сомневался. как могут пропасть какие бы то ни было грехи, если система исповеди как таковая порождает полную безответственность за свои действия, ничего другого нельзя и ждать. разве что одни грехи другими слегка вытесняются с годами, не более. это так и должно быть, вся система на этом построена: ты не должен быть хорошим, ты всегда должен быть плохим и благодарным за то, что тебя еще не убили кирпичом и не отправили в ад, потому что таким человеком удобно манипулировать.

зачем причащаюсь? - то ли по инерции, то ли из любви к византийскому контексту. уж точно не потому, что надеюсь почерпнуть в этом что-то великое и незаменимое, т.к ничего там этого нет. а верить, что что-то там происходит "тайно образующе", хотя ты ничего не видишь и не ощущаешь, я больше не могу, это надо совсем уж мозг выбросить и себя не уважать. уже несколько лет у меня стойкое ощущение, что до Бога ближе из-под дерева на прогулке по улице или где-нибудь на природе, чем в храме, где вообще непонятно, зачем все это бесконечное долбление одних и тех же фраз и молитв, которые, к тому же, большинство предстоящих не понимает. да и смысла в них немного. одни эти ектении бесконечные чего стоят, жесть. культивация бессмысленного инфантилизма нон-стоп.

впрочем, я уже подумываю о том, чтобы прекратить, особенно наблюдая нынешнее обнуление всего и вся. столько выворачивается из людей и систем всего занимательного, что уже не хочется больше иметь ко всему этому касательство.

*
у меня благодатные ощущения особенно сильны были в МП, прямо офигенные "качели" между грехом и благодатью, я тогда еще в духе Иоанна Кронштадского самонаблюдением занималась, от какого лишнего пирожка или резкого слова "благодать ушла" и от какой молитвы "пришла", вот это была православная истерия, до сих пор с содроганием вспоминаю. (кстати, ИК - отличный пример того, как НЕ действуют ни причастие, ни молитвы, хоть обпричащайся и обмолись в течение 50 лет нонстоп). потом мы в ЗЦ перешли и как-то стало поспокойнее. но улетные состояния у меня были и потом, и я их связывала с православием ровно до того момента, как не оказалось, что точно такие же состояния - и даже более интенсивные и прекрасные - я могу получать от творчества и научной работы, или от путешествий ))

в святоотеческих книжках много че написано о причастии и о том, какое оно сильное и как оно влияет, итп, итп. но то ли эти святые отцы что-то хорошее курили )) то ли это был просто эффект замкнутой системы. т.к. мы в такой системе больше не живем, то и эффекта ноль. а если нет эффекта, я не вижу смысла убивать себя об стену и полагать все силы на такую жизнь. ради чего? ради связи с Богом? но я способна ее ощутить (если это вообще она - ну, для простоты будем считать, что она, т.к. все равно других критериев у меня нет, кроме собственных ощущений), просто гуляя или вообще за утренним кофе или рядом с кошкой, и идти никуда не надо, и ритуалы совершать. церковь часто сравнивают с лечебницей, а причастие с браком, но странно, что никто не видит, как эти сравнения играют против нее. никто не будет лечиться годами в больнице, если не видит исцеления. и если бы кто в брачную ночь ничего не ощутил, это был бы повод для крайнего беспокойства. а тут ничего годами не происходит - и все довольны, удивительно, как людям система промывает мозги )) сама уже сейчас не могу понять, как я почти 30 лет во все это верила без особых вопросов, потрясающе.

богослужение раньше мне обалденно как нравилось, а теперь почти не трогает. ну, кроме разве что в отдельных случаях эстетически - есть очень красивые гимнографические сочинения. но это такое же искусство, как любое другое, Бог тут не при чем - точнее, настолько же при чем, как в творении любого сочинителя, художника, музыканта и пр. кто-то в храм ходит, а кто-то в театр или музей. психологически разницы ноль на самом деле. кстати, о театре. еще одно ощущение последних лет: смотришь на все эти храмовые действа, облачения, входы-выходы - как будто на ряженых. и сам такой же ряженый стоишь )(

некто сказал, что с Богом надо говорить на языке тишины, и я склонна с этим согласиться теперь. собственно говоря, и Христос вроде как не велел в молитвах многословить, но церковь превратила многословие в свой главный конек. в этих бесконечных потоках слов Бога уже давно потеряли. недаром на службе, стоит возникнуть заминке и секундам тишины, все сразу начинают беспокойно дергаться и лихорадочно искать, как правильно продолжить, как будто вот-вот кирпич на голову прилетит )) уже давно думаю, что все это монахи насочиняли от душевной бедности. когда годами торчишь в монастыре и вроде как подвизаешься, а фаворский свет все не воссиявает, начинаешь искать причину и находишь самое простое: надо прибавить еще молитв, еще постик, еще правильце... чтоб уж совсем некогда было ни очухаться, ни оглянуться и размыслить, что ты здесь делаешь вообще и зачем все это.

когда-то в 90-х в одной брошюрке православной читала, что люди потому не любят тишины и постоянно включают фоном телек, радио и пр., что в тишине человек может услышать голос Бога, который слышать не хочет, - но то же самое можно и о церковной жизни сказать, просто у православных свой телек и радио: службы, молитвы, включая постоянное повторение ИМ, итп. какой уж тут голос Божий, за всю жизнь Его не услышишь ни разу при такой словесной какофонии снаружи и внутри ))

*
если и ничего божественного не испытывать и богоприсутствия, и не видеть в себе существенных улучшений в духовном плане, тогда я вообще не знаю, зачем нужно в церковь ходить и молиться, поститься и пр. я сейчас почти все уже бросила, и можно сказать, что в плане "добродетельности" стала хуже, чем раньше, если считать за добродетель все то, чего православная аскетика требует, но если считать с т.з. взаимоотношений с людьми или раздражительности, или рассудительности и чего-то еще такого, то хуже я точно не стала, а то местами даже и получше. впрочем, возможно, это связано не с религией или ее отсутствием, а с жизненным опытом, возрастом или какой-нибудь биохимией )) да я и не ставлю перед собой больше цели быть "хорошей". церковная жизнь дает чувство защищенности и некоторого уюта, иллюзию того, что над тобой бдит добрый папа, который непременно все устроит во благо, если ты будешь ему "угождать". но нельзя всю жизнь провести в люльке с погремушками. взрослый человек должен уметь жить в тотальной неопределенности, лицом к лицу с сознанием, что с ним может произойти Все Что Угодно, и никто не обязан его от этого защищать и оберегать, и надо уметь брать на себя полную ответственность за свои действия, без всяких там исповедных прощений и святоотеческих разрешений. я до сих пор вижу, сколько во мне остается инфантилизма и каких-то беспочвенных упований и страхов, или суеверий типа "это вот грешно, и если я это сделаю, мне может прилететь кирпич". и я теперь полагаю своим долгом со всем этим целенаправленно бороться. жить в этом религиозном загончике страхов и оградок, основанных всего лишь на записанном в каких-то книгах смутного авторства, ориентируясь по ничем не подкрепленные пугалкам и не сбывающимся обетованиям, я больше не желаю. чем бы этот путь ни кончился, уж по крайней мере я буду знать, что прошла по нему так, как сама сочла нужным, а не так, как кто-то где-то сказал или написал.

*
зачем освобождать себя от мира? )) мир - создание Божие, как и мы. и мы целиком и полностью, физически и психологически, созданы так, чтобы жить в нем. бегство от мира это тот же самый инфантилизм, в какие бы одежды его не рядить. если же под миром понимать не физическую реальность, а "страсти", то под страстями православие понимает многое из того, что естественно для человеческой природы и ничего плохого в сущности не представляет, если не иметь в виду какие-то асоциальные злоупотребления. но и тут мы увидим тот же самый инфантилизм и бессилие, типа известного "если хочешь возлюбить ближнего, удались от него"; если хочешь победить блуд, удались от противоположного пола и не смей о нем думать; если хочешь победить чревоугодие, не имей у себя ничего услаждающего, итп. ради чего это все, я тоже теперь не знаю. если ради Бога, то Ему это не нужно, если конечно не считать Его садистом. если ради божественных экстазов каких-то и духовных сластей... ну, тут можно многое сказать, в т.ч. про сублимацию, т.к. природу не убьешь, а мозг изобретателен и может создать что угодно. да и вообще все это аскетическое бегство от мира - путь абсолютно тупиковый, ни к какой свободе реальной он не ведет, а только порождает неврозы и иллюзии. много я потратила в свое время сил в попытках "освободить себя от мира" и теперь считаю, что попусту теряла время. перечитываю тут вот письма Феодора Студита и вижу, что люди жили годами в постоянном страхе, как бы "не согрешить" и не сделать чего-то, что они, по неочевидным совершенно причинам, сочли плохим, и в результате не попасть в ад. - по-моему, настоящий ад это как раз такая "духовная жизнь". спасибо большое, я больше ничего такого не хочу ))

*
охуждение себя это тоже тупик. мы не знаем, какими мы "должны быть у Бога" - и что это вообще? если то, что в Евангелии написано, то я знаю, что не только никогда такой не буду, но и не хочу быть, да и едва ли это вообще возможно без ущерба для личности и психики. если то, что у отцов написано, так это и еще того хуже. лично же мне Бог не сообщал на эту тему ничего )) за исключением, разве что, того, что мне даны некие потребности и способности, которые я и употребляю, как могу и хочу, пока есть возможность и в тех рамках, в каких это не приносит зла окружающим. я пришла к выводу, что познание мира, самореализация и творчество это единственный доступный нам по-настоящему вид богоугождения и обожения, все прочее иллюзии, так что я больше на эту тему и заморачиваться не хочу. "не насытится глаз видением и ухо слышанием", а жизнь и так коротка, не успеешь оглянуться, как закончится.

*
PS. В той же дискуссии наш епископ, как водится у него, извертелся ужом, чтобы ничего толкового не ответить на неудобные вопросы ("не надо вообще рассуждать в такую сторону", "ошибка в желании вывести из практики теорию"), а один из прихожан сказал, что "ключевой момент - подчинение властям гражданским". Т.е. опасность заражения есть всегда и Бог не защищает никогда, но сейчас мы не служим потому, что так велели гражданские власти.

Столько всего интересного повылазило от этого эффекта летучей мыши )))))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
С этими бухать можно. да ...
Нью Йорк очень разнообразный город, тут много необычных, самобытных районов. Прошёл пару кварталов, и всё вокруг изменилось: архитектура, люди, ощущения. Сегодня я хочу показать вам одну особенность южного Вильямсбурга в Бруклине. Это район, где на довольно небольшой территории живут ...
Еще пять альбомов, вышедших 1 сентября в разные годы (у одного - юбилей): "A Farewell to Kings" (1977, 43 года назад) - пятый студийный альбом Rush; "Bloody Tourists" (1978, 42 года назад) - шестой студийный альбом 10cc; "Pieces of Eight" (1978, 42 года назад) - восьмой студийный ...
Началось всё с того, что мы с подругой удивительным образом выиграли по пригласительному от nail-ru. Это был наш третий Интершарм, так что мы (попрыгав до потолка ...
Несмотря на относительную «молодость» такого игрового портала, как Дрип Казино, для многих гемблеров эта площадка стала одним из самых приятных открытий за последнее время. Только настоящие мастодонты, которые знают толк в азарте, могут оценить все те преимущества, что можно получить ...