«Капитан Марвел 2»: Принцессы, фанфики и котики
okkomovies — 27.11.2023В мировой прокат вышла «Капитан Марвел 2» Ниа ДаКосты. При бюджете 220 миллионов долларов у супергеройского фильма есть все шансы не окупиться. Критики и зрители бьют тревогу, считая, что в киновселенной Marvel наметился кризис. Но значит ли это, что «Капитан Марвел 2» не получилась? Разбираемся с интересным вопросом.
Пока все как завороженные повторяют, что «Капитан Марвел 2» — величайший провал в истории студии, хочется всё же разбавить краски. Чтобы получить удовольствие от нового аттракциона киностудии, достаточно просто вспомнить те светлые времена, когда мы не ждали от комикса слишком много. В «Капитане Марвел 2» есть котики (много), поющие диснеевские принцессы, много сестринских объятий и прочие легкомысленные девичьи радости в скромном хронометраже в 105 минут. Это далеко не лучший фильм в киновселенной, но образовавшееся в нем трио в разы живее и эффектней новых «Ангелов Чарли» и прочих боевых девиц, атакующих экраны.
Всё начинается с того, что Кэрол (Бри Ларсон), самая сильная и независимая женщина в космосе, дрейфует на своем корабле вместе с котиком-пришельцем Гусей. Дэнверс уже давно держится на расстоянии от прочих живых существ, и на то есть свои причины. В это же время где-то на Земле восторженная школьница Камала Хан (Иман Веллани) рисует фанарт о своих совместных приключениях с Капитаном Марвел. А где-то между Землей и логовом космической затворницы Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) с Моникой Рэмбо (Тейона Паррис) обнаружили возникающие в ткани реальности червоточины, способные затянуть что угодно куда угодно. В итоге и Рэмбо, и Дэнверс, недолго думая, бросаются изучать сверкающую и манящую аномалию и в результате оказываются в плотной связке с фантазеркой Хан. Теперь все трое, стоит им применить силу, меняются местами, преодолевая время и пространство и немало озадачивая Фьюри, Гусю и тревожных родителей Камалы.
В ходе этих сумбурных и неконтролируемых перемещений Дэнверс понимает, что аномалии — привет из ее темного прошлого. Пока Мстители боролись с Таносом, она случайно устроила экологическую катастрофу на планете Хала — родине воинствующих милитаристов крии из первой части. Теперь правительница крии Дар-Бенн (Зави Эштон) с помощью магического браслета (такого же, как у юной Камалы) забирает ресурсы у менее воинственных соседей: у кого — свежий воздух, у кого — моря и океаны, у кого (тут понятно у кого) — звезду по имени Солнце. Далее Дэнверс, Рэмбо и Хан синхронизируются и стараются быть на одной волне, чтобы помешать Дар-Бенн.
По легенде, чтобы понять, что здесь происходит, нужно для начала ознакомиться не только с подзабытой первой частью 2019 года, но и с сериалами «Ванда/Вижн», «Мисс Марвел» и «Секретное вторжение». Но на практике важная для понимания тесная связь фильмов и сериалов — какой-то маркетинговый миф. Так ли важно знать, что свои способности Рэмбо получила в борьбе с Алой Ведьмой? Как это влияет на понимание сюжета «Капитана Марвел 2»? Никак. Допустим, вы пропустили «Секретное вторжение» и не понимаете, как Ник Фьюри оказался в космосе, но важно ли это знание в контексте «Капитана Марвел 2»? Неважно. Отыскивать пасхалки и замечать многообещающие детали — развлечение для гиков, ценность которого для более глубокого понимания картины, кажется, уже сильно переоценена. Искушенность в созданном Marvel мире с каждым новым фильмом скорее минус, чем плюс. Опасность заскучать от знакомых тропов куда более реальная, чем запутаться в логике существования вселенной, в которой уже давно возможно вообще всё.
По целому ряду обстоятельств вышедший блокбастер еще до завершения стал как будто нежеланным ребенком в большой семье. Каким видела картину талантливая постановщица Ниа ДаКоста («Лесок» и «Кэндимен»), можно только догадываться, ведь студийные боссы отправили фильм на продолжительные досъемки, в которых она уже не участвовала. Кажется, ДаКоста снимала фильм для девичников с шуточками про принцесс и котиков-спасателей (только посмотрите, как невозмутимо Гуся парит в космосе на плече у Дэнверс, — игривая условность «Барби» отдыхает!). А боссам, видимо, как всегда, хотелось кино для всех, с проверенными ингредиентами. И вот уже троица с серьезными лицами перекидывается вымышленными научными терминами, пародируя Брюса Бэннера и Тони Старка, спасает и переселяет целые планеты, разрушенные не без их участия, и проводит прочие сомнительные миротворческие миссии. Подобные тухлые сценарии раньше спасали первоклассные спецэффекты, с которыми у студии (как и с идеями) затяжной кризис (подробнее об этом можно почитать в нашумевшем материале Variety). А вот стоило ли из-за этого сливать фильм еще до его премьеры, конечно, большой вопрос. Уже риторический.
Испугавшись падающих сборов, Файги быстро свернул с пути наметившихся жанровых экспериментов (Сэм Рэйми снял первый во франшизе настоящий хоррор «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», а Хлоя Чжао не слишком успешно, но всё же повела «Вечных» на территорию философского кино). ДаКоста, кажется, старалась сделать чуткое и игривое девичье кино в духе «Барби». Параллели очевидны: мечтательная, еще не повзрослевшая девочка, ее воображаемая лучшая подружка, идеальная всесильная блондинка, и еще одна повзрослевшая разочарованная девочка, у которой к этой совершенной блондинке накопились претензии. Вдобавок вместе они отправляются в мир, где пляжи, танцы и прекрасный принц, который готов ждать вечность. Комедию о сестринстве, кажется, опять испортили мужское занудство, канон и плохая графика (связанная, опять же, с большим мужским бизнесом и вытесненной из него руководительницей отдела по спецэффектам Викторией Алонсо). Результат — «Марвелы» не хуже и не лучше большинства фильмов студии, они просто такие же, а это уже порядком надоело. В итоге приходится признать, что Кэрол Дэнверс может зажечь даже потухшую звезду, но не в силах сохранить угасающее пламя всенародной любви к Marvel, и это не вполне ее вина.
Текст: Анастасия Сенченко
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.