Капиталистический Китай
fritzmorgen — 16.04.2018Некоторые наивные души полагают, что если у государства красный флаг, значит там коммунистический строй. Спешу разочаровать: ни Албания, ни Дания, ни Киргизия, ни Турция не являются коммунистическими государствами даже в том смысле, в каком был таковым СССР. Весьма мало общего с коммунистическим строем имеет и современный Китай.
Начнём с того, что в Китае полно миллиардеров, «Форбс» даже составляет соответствующие рейтинги. Первое место в прошлом году занимал депутат Ван Цзяньлинь, разбогатевший на строительстве офисной и жилой недвижимости. На втором месте расположился Джек Ма — создатель знаменитой «Алибабы». Состояние в 30 млрд долларов делает его примерно вдвое богаче самого обеспеченного российского бизнесмена.
Обратите внимание: исполинская «Алибаба», торговая площадка с оборотом в сотни миллиардов долларов, находится в частных руках. Вы можете представить себе что-либо подобное в СССР? Очевидно, нет.
Ещё один характерный штрих. В западных организациях, пытающихся работать по социалистическим принципам, стараются сдерживать разрыв между сотрудниками. В некоторых фирмах, например, соотношение зарплаты директора и последнего помощника младшего клерка не может превышать 9:1 или даже 5:1. А теперь представьте разрыв в доходах между миллиардером Джеком Ма и рядовым китайцем, работающим в его корпорации... навряд ли получится меньше, чем 100’000:1.
Крупной приватизации по типу нашего ужаса девяностых годов в Китае не было, тем не менее очень многие компании, включая системообразующие, находятся в частных руках. Запрет на частную собственность в Китае не просто отсутствует: начиная с Дэна Сяопина лидеры Китая не устают высказываться в том духе, что быть богатым — это хорошо.
Вчера мне в комментариях писали что коммунистический Китай экономически победил капиталистические США. Это, конечно, смешно, так как корни экономического взлёта Китая находятся в далёком 1978 году, в котором Дэн Сяопин провозгласил курс на «реформы и открытость». По сути, китайцы провели тогда что-то типа нашей злосчастной Перестройки — перевели страну на рыночные рельсы, удержав однако при этом власть в руках компартии.
Сейчас государство вмешивается в экономику весьма аккуратно, стараясь в первую очередь не навредить частной инициативе. Достаточно упомянуть, что в Китае действуют сотни крупных бирж, в то время как в тех же США их можно уже пересчитать по пальцам. Если меня спросят, в какой стране можно увидеть рафинированный, очищенный от нездоровых обременений капитализм в духе прошлых десятилетий, я без колебаний укажу на Китай.
Разумеется, есть у китайского капитализма и нездоровые стороны. Это и зашкаливающая коррупция, пронизывающая всю систему власти сверху донизу, и сильно раздражающие общество «мажоры» с их демонстративным потреблением сверхдорогих вещей, и экологические, и проблемы с безопасностью труда, и много чего ещё. Возьмём хотя бы текущую структуру экономики Китая — пролетариат в тяжёлых условиях фабрик делает дорогие игрушки для американцев, которые при этом даже не покупают эти игрушки, а берут их в долг. Не очень по-коммунистически звучит, верно?
Тем не менее китайцы, которые по уровню жизни сравнялись с нами ещё примерно при Ельцине, вполне довольны. Контраст с безысходной нищетой времён Мао и сегодняшней относительной сытостью слишком нагляден, чтобы возврата в прошлое хотелось кому-либо, кроме безнадёжных романтиков.
Вместо подведения итога отмечу, что государственный строй в Китае ближе к народной диктатуре, чем к демократии в привычном нам смысле этого слова. Тем не менее жёсткость властей распространяется только на борьбу с финансируемой из-за рубежа оппозицией и на тому подобные государственные задачи. К частному бизнесу любого размера китайские политики относятся с большим дружелюбием: они понимают, что в условиях современного мира сильная экономика может быть только капиталистической.
|
</> |