Еще один материнский медальон


Немногие монеты или медальоны так ясно демонстрируют властные отношения, которые были у Юлии Мамеи по отношению к ее послушному сыну, императору Александру Северу. Хотя Александр занимает почетное место слева (действительно, Мамея не стала бы отступать от столь традиционной формулы), самое сильное послание несет надпись MATER AVG под обращенными друг к другу бюстами. Она передавала – как в прямом, так и в переносном смысле – уровень «лидерства» Александра.
Это послание было бы особенно важно для аудитории, предназначенной для медальонов такого размера, однако оно благоразумно отсутствует в обычной чеканке монет, поскольку это могло бы иметь обратный эффект.
Армия и общественность восприняли правление Александра главным образом как избавление от правления его двоюродного брата, бывшего императора Элагабала, который нарушал римские традиции всегда и при любой возможности.
Во время правления Александра к сенату относились необычайно хорошо, и в 227 году он присвоил Мамее титул “Мать Августа и [военных] лагерей, Сената и Отечества”. Поскольку первая часть этого титула воспроизведена на этом медальоне, а портрет Александра выполнен в зрелом возрасте, нет никаких сомнений в том, что этот медальон относится ко второй половине правления Александра.
У Мамеи были все основания контролировать своего сына, поскольку ему недоставало силы характера, необходимой для ведения войн и управления зачастую неприятными государственными делами. В отличие от своего сына, Мамея не была «застенчивой фиалкой»: она более или менее управляла империей на протяжении тринадцати ответственных лет пребывания своего сына на троне.
Греческий историк Геродиан рассказывает нам, что у матери и сына было мало разногласий, за исключением тех случаев, когда дело касалось денег. Мамее нравилось тратить деньги со скоростью, которую Александр считал греховной, но она защищала свои действия, объясняя, что император должен тратить деньги для поддержания имиджа мирового правителя. Она много тратила на “личную пышность”, и мы должны предположить, что лично Мамея получала огромное удовольствие от таких впечатляющих медальонов, как этот.
Однако исключительное покровительство сенату и пренебрежение финансами армии оказались их гибелью. Во время своей последней кампании в Германии в начале 235 года легионы узнали, что Александр планировал заплатить германцам за мир. Поскольку солдаты считали, что деньги лучше потратить на них в их собственном лагере, они вступили в заговор под руководством «варвара-великана» Максимина (Фракийца) с целью убийства 26-летнего императора и его матери.
Конец, должно быть, был ужасным. Мятежу в лагере Викус Британикус, в деревне недалеко от Майнца, потребовалось по меньшей мере два дня, чтобы набрать убийственный размах. Говорят, что мать и сын заранее знали о своей участи, и что, когда солдаты вошли в императорский шатер, чтобы казнить их, они обнаружили Мамею, сжимающую в объятиях своего сына, который изрыгал проклятия в ее адрес за то, что она стала причиной их гибели.
Портреты лицом к лицу были сравнительно недавней особенностью римских медальонов, и они достигли беспрецедентной популярности в III веке нашей эры. Жанр нашел своего первого сторонника в лице Септимия Севера, и Александр здесь следует примеру своего двоюродного деда. Более поздние императоры, такие как Филипп Араб, Траян Деций, Требониан Галл, Валериан и Галлиен, а также Кар и его сыновья, продолжили эту традицию, которая оставалась популярной при тетрархах и в семье Константина.