Капелла в Бельмонтах
architectstyle — 09.11.2021 Оригинал взят у proofreader-z в Капелла в БельмонтахСтоит она чуть юго-восточнее Браслава: https://maps.yandex.ru/-/CVDHeRIJ
Часто Бельмонты (Бялмонты, Бельмонт) отождествляют с Ахремовцами,
но некоторые указывают, что в 1976г. первая деревня присоединена ко второй,
т.е. ранее это были разные населённые пункты.
Каменный дворец начал строить видный деятель ВКЛ Иосиф Гильзен,
а достраивал уже новый владелец, итальянский авантюрист Николо Мануцци,
считавшийся русским шпионом при польском дворе.
Говорят, сам Казанова помянул его в своих мемуарах,
а в ВКЛ его прозвали "браславским дьяволом".
Несохранившийся дворец запечатлел в 1876г. Наполеон Орда:
Последний польский монарх Станислав Август благоволил к Мануцци,
в 1773г. женил его на своей любовнице Ядвиге Струтынской, и здесь в Бельмонтах родился
их сын Станислав, которого публика упорно считала ребёнком короля.
Став в 1808г. хозяином имения Станислав проявил себя филантропом,
а потом сюда зачастили гости.
В 1812-м при отступлении русских в Бельмонтах некоторое время была ставка Барклая де Толли
и даже (менее суток) "Главная квартира". Николай Дмитриевич Дурново в своих мемуарах
упоминает, как здесь в ожидании императора он кушал кофий с хозяином.
Но Александр I пробыл в усадьбе не долго и в тот же день (6 июля н.с.) уехал в Иказнь
(о которой я когда-то что-то писал уже).
Царь спешил по видимому не зря, уже через неделю в Бельмонты явился
"главный кавалерист" Бонапарта маршал Мюрат,
и задержался тут гораздо дольше Александра
Кто говорит о трёх днях, кто - о неделе, но все повторяют, что причина медлительности
зятя Наполеона была не в силе нашей обороны, а в романе, возникшем у Мюрата
с хозяйкой усадьбы Констанцией.
Он якобы даже успел в Бельмонтах понаписать стихов, потом уже в Италии положеных на музыку.
Война закончилась, но игры остались, и осенью 1821-го во время военных манёвров
декабристы Александр Поджио и Михаил Лунин вместо того, что-бы упражняться в маневрировании,
встречались в Бельмонтах для обсуждения своих великих планов.
Через пару лет умирает Станислав Мануцци и имение переходит к его супруге
Констанции Плятер (1782-1874). Пишут, она была красавица, жаль портрета не нашлось.
Детей у них не было.
Именно в годы её жизни во дворце появился частный музей,
а на окраине парка эта капелла (1858)
Капеллу часто называют "усыпальницей Плятеров", но кто именно из них тут похоронен неизвестно.
Подозреваю, что боковые постройки, именуемые "костницами", построены позже,
т.к. явно отличаются от центральной капеллы кладкой, материалом и стилем.
Но и они построены при Плятерах, владевших усадьбой до начала ХХв.
Род происходит из Вестфалии, очень древний и на Браславщине весьма уважаемый.
Из него произошла национальная героиня Литвы и Польши Эмилия Плятер
В эти странах считают её своей Жанной Д'Арк, изображают на монетах и купюрах ...
Говорят, она с детства увлекалась той французской героиней, старательно занималась
верховой ездой, стрельбой, фехтованием, ну и испытала свои таланты
в борьбе с русской армией во время Польского восстания 1830-х годов.
(картина Войцеха Косса)
Уж не знаю, бывала ли Эмилия лично в Бельмонтах, но свой повстанческий отряд в несколько
сот человек она собирала километрах в 60-ти, в нынешнем Зарасайском районе Литвы,
непосредственно граничащем с Браславским районом,
и при этом "объезжала родственников и знакомых", как пишут.
Так или иначе, в статьях об этой миловидной графине капеллу в Бельмонтах упоминают,
хотя бы потому, что здание сие - старейшее из оставшихся в Белоруси от Плятеров.
Автор неизвестен, но явно вдохновлялся немецкой кирпичной готикой
Богаче всего украшен главный, восточный фасад. Ступенчатый щипец меж декоративных башенок,
аркатурно-колончатый пояс из тонких вертикальных тяг и трёхлопастных арочек на консольках,
круглое окно-роза, ложные пинакли, стрельчатый портал.
Башенки венчают изящные металлические шпили.
Прочие фасады проще.
Трапециевидная алтарная часть тоже с розой. Спаренные стрельчатые окна,
аркатурный фриз из аналогичных трёхлопастных арочек на консолях
Водомёты тоже превращены в элемент декора
А главное украшение "костниц" - комбинация валунной и кирпичной кладок,
хотя и у них есть розы, ползучая под щипцом аркатура на консолях
и довольно сочный карниз
А вокруг остатки старого кладбища вперемешку с новыми могилами
В начале Первой мировой имущество дворца и коллекции музея эвакуировали,
а дальше - дело тёмное ...
Есть хорошая подборка старых фоток до разрушения здания в 1940-х
Картина Н.Орды взята оттуда,
портреты - откуда попало,
остальное снято 20 мая 2014г.
Забавно, но мать первого строителя дворца, Иосифа Гильзена
тоже звалась Констанция и тоже Плятер ...
|
</> |