Капара шели
fotovivo — 06.10.2014Минул Ём Кипур, самый святой и самый торжественный день в израильской традиции;
название преводят как Судный день, что не есть правильно: по-русски "судный день" это таки "день страшного суда", а иудаизме ежегодный суд над всем сущим приходится вовсе даже на Рош-А-Шана - здешний Новый год; тогда как Ём Кипур - скорее день последней Аппеляции и вынесения приговора, "окончательной подписи". (Откуда и принятый обмен пожеланиями: "гмар хатима това" - "благоприятной подписи".) Предшествующие событию десять дней трепета предназначены для осознания содеяного и раскаяния.
"Обряд Капорес не упоминается в Талмуде. Он возник в Вавилонии в период непосредственно следующий за написанием Талмуда. Речь идёт о 7—8 веках н.э. Первое упоминание обряда мы встречаем в респонсах Рава Сассны Гаона. Уже в период ранних комментаторов, 11—16 вв. н.э. возник спор, следует ли соблюдать этот обряд. Рамбан (Нахманид) и его великий ученик Рашбо считая, что это напоминает действия колдунов, обряд запретили. Но некоторые другие мудрецы этого периода полагали, что следует продолжать его соблюдать.
Составитель "Шулхан Арух" Раби Йосеф Каро постановил, что Капорес делать не следует. Но по мнению Рамо(автора комментария к "Шулхан Арух", в котором приводятся ашкеназские традиции) Капорес — укоренившийся обряд, который важно сохранить."
http://toldot.ru/urava/ask/urava_6846.html
"Современные религиозные авторитеты высказывались порой не менее резко. Так, рабби Хаим Давид Галеви называл капарот издевательством над животными, а рабби Пинхас Звихи - и вовсе "обычаем, корни которого в идолопоклонстве".
"В последние годы этот обычай, похоже, обретает второе дыхание. Перед Судным днем кур в религиозные кварталы везут грузовиками. А стены домов покрыты афишами, десятки организаций обещают провести капарот наикошернейшим образом, под наблюдением раввинов.
Cтремительно растущую популярность капарот никак нельзя приписать исключительно "народной религиозности". Значительная часть описанных выше плакатов украшают подписи наиболее авторитетных ультра-ортодоксальных раввинов. А организацией технической стороны занимаются муниципальные власти религиозных кварталов, которые этим раввинам подконтрольны. Поэтому можно с большой уверенностью сказать, что обычай получил санкцию нынешнего религиозного истэблишмента.
Почему же нынешние раввины столь благосклонны к обычаю, который многие из их предшественников полагали варварством и дикостью? Конечно, можно предположить, что они просто полагаются на авторитет других раввинов прошлого, которые обряд капарот одобряли.
Однако, кажется, дело не только в этом. Поступая таким образом, ультра-ортодоксальный мир как бы демонстрирует "городу и миру", что типа "у советских собственная гордость".
Именно этой логикой руководствуются, к примеру, те раввины, которые запрещают носить современную одежду, требуя от своей паствы одеваться по моде восточноевропейского местечка (лапсердак, мужские чулки до колена, особая меховая шапка-штраймл и т. д.). Раввин Алекcадeр Фейгин пишет об этом прямым текстом : "Незнакомые с традицией евреи, впервые оказавшись в традиционном еврейском районе, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по старинной моде. Первый вопрос, который они задают: "Почему?!"
Прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на этот сакраментальный вопрос. В середине прошлого века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка маскилим - "просвещенцев", идеологов ассимиляции. Первое, что они сделали - сменили традиционную еврейскую одежду на "цивильную". Один из них пришел как-то к Ребе Шолом Рокаху из Белз и ехидно, с подковыркой, спрашивает:
– Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?
Из тех вопросов, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий намек: Аврогом-то наверняка не ходил в черном сюртуке! Улыбнулся ребе умнику и ответил:
– Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам Авину в шелковом халате и штраймл. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи – и одевался иначе.
Вот вам, вкратце, вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой".
"Обычай крутить над головой курицу выпадает из западной системы ценностей не меньше, чем лапсердак или мужские гетры – из современной эстетики. Чего нынешним духовным лидерам видимо достаточно, чтобы всемерно поддержать этот обычай. Ибо таким образом между светским и ультра-ортодоксальным населением строится еще один дополнительный барьер, выделяющий "наших" из "не наших".
То, что "варварские" и "примитивные" черты характер современного иудаизма многих от еврейства отталкивают, авторитетов ультра-ортодоксии, похоже, не волнует."
считает автор статьи: Искупление курицами. Капарот - древний обычай или новая стена вокруг гетто?
"Он будет учить нас гешефту!" переглянулись бы упомянутыe авторитеты.
Стоит взглянуть на травел-блоги и репортажи - в топах как раз эти самые курицы
(самаритянские бараны), пейсы-гольфы-шляпы. А не Израильская Опера или небоскребы Северного Тель-Авива.
Оф-топом: Постапокалиптическое Царствие божие - один к одному с описание мира эко-поселений. Меж изумрудных дубрав и мурав, звенящих ручьев и кристалльных озер.
Наследникам помазанников для поддержания благолепия более не нужны сонмы подданых, топчущих райские заповедники. Но для оживления пейзажа не помешают небольшие фольклорные анклавы - там улочки под черепичными крышами и веночки пускают в Дунай, там пивной фестиваль, там козы на каменистых склонах и суровый обычай кровной мести, пронзительный вопль муэдзина над пыльными куполами, коровы вперемешку с гниющими трупами в священных водах - для контраста; театр с меховыми шапками, гольфами в черно-белых кварталах - тоже пойдет.
Светские злятся на "дармоедов", но можно и так посмотреть, что дати не бездельничают - "работают евреями". Ритуалов и предписаний как раз на полный рабочий день, Ём Кипур один из примеров, если интересно в подробностях - полный список по ссылке: http://toldot.ru/tags/iomkipur/
"В канун Йом-Кипура устраивают церемонию «капарот».
Для «капарот» принято брать петуха для мужчины и курицу для женщины — желательно белого цвета. Разрешается использовать также деньги (которые потом отдают на «цдаку» - пожертвование), в некоторых наставлениях советуют капарот именно деньгами.
«Капарот» совершают так: взяв петуха или курицу, читают Текст от слов «бней адам» («сыны человеческие»).
Произнося слова «зэ халифати, зэ тмурати, зэ капарати» («Это — замена мне, это — вместо меня, это — мой выкуп!»), трижды вращают птицу над головой. Затем всю процедуру повторяют еще два раза. Таким образом, в общей сложности текст «капарот» читают три раза, а птицу (или купюры) вращают над головой девять раз.
Птицу, с которой совершили «капарот», желательно отнести к резнику в тот же день. Предпочтительнее в качестве цдаки отдать беднякам деньги, уплаченные за птицу, с которой совершали «капарот», а не саму курицу.
Капарот ни в коем случае не жертва (принесение жерты возможно исключительно в Храме, а поскольку он разрушен, то больше негде), а лишь ритуальный обычай, по которому смерть или бедствия, сужденные человеку за грехи, символически переносятся на домашнюю птицу."
Как-то я в прежние годы и не слышала о "Сиюр слихот";
допытывалась у френдов, чем это отличается от обычной экскурсии, упомянули только посещение синагоги... но это смотря с каким гидом, в синагогу случалось и в обычные дни заходить (можно и без гида, но тогда придется делать со всеми что положено, а не просто любопытствовать); дословно понятно: вояж в дни покаяния-искупления - чтения "слихот".
Прогулка по Нахалот с Ицхаком Фишелевичем наконец-то помогла разрешить сомнения.
Люблю старые кварталы в районе улицы Яффо (уже несколько раз их показывала), а тут в рассылке приглашение, решила что пора послушать знатока, чем какой дом знаменит или дворик примечателен.
Оказалось, что предполагается как раз тот самый сиюр слихот -
мини-паломничество в Иерусалим в период осенних праздников, посещение мест, относящихся к еврейской истории
и прослушивание историй о почтенных представителях поколения, чьими трудами утверждалась Страна Израиля.
Мероприятие светское, посещение синагоги опционально - если здание или его история представляют интерес.
И - краеведческое-повествовательное, с упоминанием праведников в контексте занимательных-поучительных сюжетов из жизни, без "идеологической накачки".
А то, что рассказы такого рода могут быть не занудны и не отдают фальшивым пафосом и формалином, вовсе не сюрприз,
особенности местной
даже школьников умеют увлечь (скажем Музей памяти Герцля, что можно ждать? стенды-бумаги.. пришел мой деть,
тогда в шестом классе "- Там так интересно!" Все собираюсь посмотреть, чем это их проняло )
Выдержанный, оптимистичный организатор - в любой поездке важно, а тем более в таком мероприятии, смысл которого -
прочувствовать атмосферу, прикоснуться к истории старого ишува; нам повезло, Ицхак очень позитивный гид,
как раз с таким проводником хорошо бродить по знакомым улочкам, узнать чего-то нового-любопытного,
не боясь разрушить трепетного очарования древних стен.
Объявления о распродаже кур для "капарот"
Хорошо ходить с посвященным, сама б не догадалась заглянуть на хоздвор возле Шука Махане-Йегуда,
притом вечером, когда обычно базар уже расходится;
так просто могли и не пустить светских да еще с камерами.
Тесновато, но при обычных курозаготовках ящики у перевозчиков набиты еще плотнее
А дальше сама прогулка,
и рассказы об известных и менее известных людях, деяниях, событиях,
в стиле "как жили мы борясь...", страдания и нужда по той эпохе водилось повсеместно,
но все равно необычно и интересно - живьем послушать,
пересказ в журнале, вне обстановки, настроя предкипурной ночи, получился бы типа "ща я тебе напою"
Cемейные предания старожилов квартала, прямо на улице -
Места вроде бы вдоль и поперек исхоженые, оказалось таят в себе еще много неведомых уголков -
нырнешь в подворотню, а там вдруг продолжение улочки, знаючи можно дворами-дворами насквозь пройти весь район
Деревьям в палисаднике - сто лет, берегут их как достопримечательность
Из примечательностей, на которые сама внимания не обращала, а обратив озадачилась бы - скрепы,
(нет, не Скрепы, просто стяжки на случай сейсмоактивности);
солнечные часы и удивительная история того, кто их сконструировал
Дверь с символами колен израилевых
Дверь на женскую половину (с изречением Соломона, посвященным его матери)
Часы молитв и "Цдакомат" - для пожертвований
"Частный двор" большими буквами,
закрытое и необтягивающее, штаны с рукавами, не рискнула бы соваться, с Ицхаком мы зашли все-таки, по случаю осени более-менее укутанные
(без рукава тоже не холодно, но видимо народ стосковался по демисезону)
Старинный резервуар-водохранилище под двором, похоже что запечатанный
Миква, для окунания посуды (с целью кошерования)
Выходцы из нынешнего Мукачево, вырвались, пробились, добрались, обосновались, а уже и это всё стало историей...
Как раз про "слихот" объявление
Зеленые уголки в камменном мешке ("сама садик я садила, не сорите плиз!")
И далеко не одни мы в столь поздний час гуляем по закоулкам.
Нахалот очень популярное место "паломничества" в дни трепета.
По словам Ицхака эту группу ведет внук здешних первопоселенцев.
У ребятишек какой-то квест, бегают с картами, соревнуются, ищут "сокровища"
Бывает мероприятие продолжается за полночь, даже для школьников
(на завтра Йом Купур, понятно, что не учатся); время для покаянния - до рассвета.
Притаившаяся в глубине квартальчика кофейня
Пристройки - раздельные входы в бейт-кнессет (синагогу) для мужчин и женщин изначально не были предусмотрены
И, уже во всю возводятся суккИ к следующему празднику,
чтоб после "пописания приговора" от души предаваться рдости, не отвлекаясь на строительство
Арава! Ценное дерево, ива, веточка которой входит в набор "четырех предметов" для молитвы на суккот
По близости от Таханы Мерказит (Центральной станции) такое сооружение угнездилось на крыше ларька
Это уже местное мероприятие, молитвенное собрание в честь Ём Кипура возле офакимского ДК -
Новостники 04 октября 2014:
Лишь 26% светских израильтян соблюдают пост Судного дня (Йом-Кипур). Такие данные опубликовало Центрально статистическое бюро Израиля.
Согласно распространенной информации, пост держат 69 израильтян, называющих себя «соблюдающими еврейские традиции».
Можно ведь и по-другому прочитать - почти треть "ни разу не религиозных" придерживаются обыкновения поститься в Йом Кипур. И две трети из выборочно "соблюдающих".
Левит 16 : 29-34. Провозглашение дня очищения от грехов
В этом стихе раскрывается цель поста. Причиной любого греха является чрезмерная погруженность человека в материальный мир. Стремление получать удовольствия порождает тягу к материальным объектам, которые доставляют человеку наслаждение; стремление властвовать над другими и стремление к богатству также говорят о стремлении к материальному.
Пост в Йом-Кипур не является выражением траура и скорби, его цель - помочь человеку осознать, что он может побороть стремление к материальному даже в том, что жизненно ему необходимо: пища и питье. В этот день каждый должен почувствовать, что духовное может господствовать над материальными устремлениями человека. Отказ от пищи и питья должен сопровождаться глубоким осознанием и раскаянием в том, что человек далеко не всегда находился на высоте и часто шел на поводу у своих материальных устремлений. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается раскаянием, желанием ограничить материальные устремления и раскрыть духовный потенциал.
Подчеркивается, что Всевышний очищает в этот день от всех грехов, т. е. не только от грехов, совершенных по ошибке, но даже и от злодейских поступков, совершенных с полным осознанием преступности данного действия. Раскаяние обладает силой превратить, в глазах Всевышнего, умышленные преступления в ошибку.
Только у Всевышнего есть сила простить грех и устранить последствия совершенного преступления.
В этом стихе Торы подчеркивается, что искупаются все грехи пред Всевышним. "Йом-Кипур очищает человека от преступлений, совершенных им против Всевышнего, но не очищает от преступлений, совершенных человеком против другого человека, до тех пор, пока обидчик не испросит прощения, не успокоит обиженного и не исправит ту несправедливость, которую он допустил по отношению к нему [не возместит нанесенный убыток в соответствии с тем, как этого требует закон]".
В исповеди, многократно произносимой на протяжении Йом-Кипура, упоминается большое число преступлений, которые один человек совершает по отношению к другому. Особенно подчеркиваются грехи, совершаемые "языком": сплетни и очернение имени человека. Мудрецы, составившие текст исповеди, хотели подчеркнуть важность осознания в этот день не только преступлений по отношению ко Всевышнему, но и преступлений, совершенных по отношению к ближнему.
Из чего состоит тшува
1. Признать, что поступок был совершен неправильно. Это тшува, проведенная через сознание.
2. Почувствовать неправильность своего поступка, продумать и прочувствовать, какие далеко идущие последствия он мог повлечь за собой. Нужно, чтобы воспоминание о грехе стало отвратительно человеку. Надо исследовать свои действия, чтобы понять причины плохого поступка и сделать возможным его предотвращение в будущем. Это тшува, прошедшая через сердце, через чувства.
3. Следует исправить все, что можно исправить, возместить весь причиненный кому-либо ущерб. Следует признать неправильность своего поступка перед всеми, кто от него пострадал. Это тшува на стадии исправления последствий.
4. И, наконец, главное - никогда больше так не поступать. Только при выполнении этого условия возможна полная тшува.
Таким образом, тшува считается законченной, только когда она осуществилась на всех уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, последствий и в сфере действия.
http://www.machanaim.org/kurs/moadim/08-yomk.html
В двух словах - поститься и молиться. Пост не с целью самоистязания, предполагается такая поглощенность духовными заботами, что о пище земной забываешь, как при всякой настоящей увлеченности. Молитва не чтобы забыться в ритмичном декламировании - для отпущения требуется осознание, как ты был неправ, сожаление о содеяном с решимостью больше так не делать. "Нагрешу, в конце отчетного периода помолюсь, и все спишется" - не сработает.
Прощать злодеяния налево и направо в иудаизме тоже не требуется,
предписывается простить того, кто просит об этом (пытается исравить ситуацию, предлагает компенсацию; насколько искренне - просящему отвечать перед богом, формальные "слихот" бессмысленны)
набирать группу приходится петляя по городам и весям, а записываются в основном туристы-гости израильтян.
Но, все таки - дело в исполнении. Можно скачать с собой хоть целую монографию - это примерно
как смотреть балет на Ю-Тубе - да, Венская опера, Большой, но в живой игре все-таки
есть особое очарование, если исполнение не полный отстой.
Рассказ с душой, когда человек увлечен предметом - это своеобразное искусство,
сродни жанру конферансье - не просто выдача информации, а вам будто представляют
очередной замечательный объект для знакомства. У хорошего гида и группа не помеха.
На закуску слово о капаре:
Капара - принесение жертвы, жертвенное животное,
а еще - разговорное приветливое обращение, распространенное чуть ли не до состояния слова-паразита,
что попервах приводит в недоумение; по-русски, конечно, тоже хватает вывертов типа "жутко привлекательный" и "страшно красивый", да и чем "рыба" ласковое слово не оч понятно, но "ты моя жертва" таки напрягает,
но исходно имелось в виду скорее "ты мое благословение", а теперь уж просто типа "милый-дорогой/ая" почти утерявшее содержательность.
|
</> |