Кандидатский минимум

Разговаривали с психологом Т. о том, что надо гордиться своими
достижениями. И не обесценивать их.
У меня же на любое достижение находится оправдание. Я это сделала
не потому, что я молодец, а потому что...(вот, я была болезненно
застенчива, а сейчас научилась легко разговаривать с людьми.
Молодец? Фигу. Это просто потому, что что - мне сорок три года,
время пришло, вес - уверенность просто в силу возраста.)
Стоп.
Сворачиваю на те же рельсы, потому что следующим пунктом нашей
программы будет "я собираюсь рассказать вам одну историю - не
потому, что я со спокойной душой рассказываю о себе хорошее, а
потому что мне психолог велела про это написать"..
перечитаю вот это - про то, как правильно хвалить себя
поставлю тег - мемуарки.
И напишу вам, как я сдавала кандидатский минимум.
Дело было в 1990-91 учебном году.
Шел пятый - дипломный- курс универа (не МГУ, Казанского
универа ----- стоп, дина, ты оправдываешься? нет, просто
уточняю!). Я знала, что дальше пойду в аспирантуру, тема
диссера была уже понятна, и диплом писался с замахом на "это будет
вторая глава".
Я очень любила своего научного руководителя и беспрекословно
соглашалась со всем, что он предлагал на пути к моему светлому
научному будущему.
И вот в сентябре он говорит мне:
- А давай, ты будешь ходить на занятия по французскому с
аспирантами и сдашь кандминимум раньше!
- Конечно, как скажете! - не раздумывая ответила я.
Он посмотрел на меня, осторожно покусал губу и добавил:
- А еще - на занятия по философии! С аспирантами. И...
- Хорошо! - яволь! - кивнула я.
Я не сомневалась, что, если он говорит, что так надо, - значит, это
надо. И значит, это возможно.
(потом он сознался, что предложил это, затаив дыхание, и был
уверен, что я скажу: вы чо, с дуба рухнули - и откажусь. у него
было пять процентов вероятности, что я поведусь на провокацию. Он
не знал, как я его любила. Не знал, что на самом деле у него
было в кармане 146 процентов...)...
Теоретически предполагалось, что я следующей осенью сдам
вступительные в аспирантуру в размере кандминимума.
Не теряя времени.
И начался этот веселый год, когда я писала диплом, проходила
педпрактику и до декабря доучивалась еще - шли какие-то лекции на
пятом курсе, - одновременно посещая с аспирантами-гуманитариями
французский и философию.
Меня там все баловали. Потому что я была, по их понятиям, малышка.
Студентка. А аспиранты были уже некоторые поработавшие, ну, по
крайней мере, с дипломами о высшем образовании. И преподаватели,
которые, встречаясь со мной в студенческой ситуации год назад,
относились ко мне как к взрослому человеку, встретив меня среди
аспирантов, таращили глаза и говорили мимими.
В какой-то момент мой шеф вдруг совсем потерял связь с
реальностью.
Он пошел в отдел аспирантуры и сказал:
- Дайте моей девочке разрешение сдавать кандминимум в мае.
- У нее же нет диплома о высшем образовании!!!! - офигели
тетеньки.
- А покажите, где в положении о сдаче этих экзаменов написано, что
у человека должно быть высшее образование?
... - Нигде! - обрадовались тетеньки! И проректор, от
которого зависело окончательное решение, сказал: А в самом деле -
почему бы и нет? Законом не запрещено! Давайте попробуем?
Некоторые гарантии у проректора были. Я училась по индплану,
участвовала в конференциях, имела штук восемь публикаций (в
соавторстве, ну и ладно :), и была ленинской стипендиаткой
(последней, кстати, в истории факультета. дальше стипендия не
присуждалась - СССР помер и вместе с ним многое тоже померло)
Помню, не было научных книг на французском, и мы как-то очень
сложно через заграницу добывали сканы французской книги по
лексикографии - ибо нужны были "тысячи" для перевода. Времена были
дикие, компьютеры большие, границы на замке, голод и кипяток на
станциях :)
По философии надо было писать реферат. Настоящий реферат, не как
щас. То есть я честно прочла 15 каких-то трудов и честно написала
реферат про язык и мышление. Потом этот реферат, разумеется, много
раз всплывал у более молодых моих последователей, потому что шеф
без зазрения совести пользовался моими конспектами и наработками,
таща в светлое будущее других девочек. И даже мальчиков. Среди
мальчиков были очень умные, а вот девочки... увы, скажу честно,
были замесом пожиже меня. По крайней мере, я бы посчитала ниже
своего достоинства пользоваться текстом чужого реферата. А они
ничего :)
Сейчас этот реферат, слава богу, потерял актуальность потому, что
опирался на издания до 1991 года.
В марте пришла информация, что за реферат мне поставили четыре.
Шеф осатанел!
Дело в том, что рефераты проверяли молодые ребята с кафедры
философии (преподы и старшие преподы, ассистенты...). Я шла в
статусе "соискатель" - а не "чудо-ребенок".
Соискатель с филфака - это умученная тетка, отработавшая десять лет
в школе. И ей четверка - за счастье. Но не мне!
Потому что на экзамене оценку выше рефератной - не поставят. А мне
нужна была только пятерка.
Затеваться с такой авантюрой и получить четыре?!
(я вообще к тому моменту уже пять лет не получала ни единой
четверки)...
И тогда шеф пошел и вежливо попросил на кафедре рецензию на
реферат, где объяснялось бы, почему четыре.
Рецензии полагались по закону - к каждому реферату. Но их
никто никогда не требовал и не проверял.
И поэтому рецензии не было.
Завкафедрой философии немножко приубил юношу, не прочитавшего мой
реферат и не написавшему рецензию, а поставившему четыре только за
факт соискательства.
При очной ставке мальчик не мог внятно объяснить, о чем мой реферат
и что там не так.
В итоге, его начальник заглянул в список литературы под рефератом и
поставил пять.
Так что май выдался чудесный. Числа 15 - не помню -
я сдала французский. (сдала = сдала на пять, все прочие
оценки назывались бы "не сдала")
(прокололась только на вопросе "какое у вас дада?". я не
знала этого слова и хлопала глазами: эскюзеймуа???
24 мая мне исполнилось 22 года.
26, кажется, я защитила диплом. Мы впятером в тот день шли от
одного препода, защитились все прекрасно, а мы еще и оделись в
одной серой гамме, выглядели командой, темы были кирпичами в
одну большую тему (хе-хе, будущую его докторскую) - и
комиссия заговорила о "научной школе".
И начались две прекрасных недели подготовки к экзамену по
философии.
Это была философия от Анаксимандров до Кантов. Без марксизма.
без анала - только классика.
Родители уехали на дачу. Я сидела в пустой квартире. Просыпалась
ближе к обеду. Садилась заниматься, учить, писать опорные
схемы.
Под моим окном в старом саду покойного профессора Домрачева, на
старой груше пел соловей. Наш дом стоял на том месте, где раньше
стояла профессорская усадьба. Усадьбу разрушили, а старая груша
осталась...
Потом начинало светать.
Пахло мокрой сиренью из настежь открытого широкого окна.
Потом начинались полчаса тишины.
Соловей смолкал.
Через полчаса тишины раздавалось сухое карканье - просыпались
вороны.
И я ложилась спать.Так было каждый день.
Однажды, дней через десять, одним прекрасным утром, когда уже
было светло - и тихо - я почувствовала легкость и пустоту. Много
часов Канта в пустой квартире вдруг принесли четкое убеждение, что
я сейчас могу шагнуть из окна и полететь.
Я тихо отошла от окна и все же легла спать.
Через два часа приехала мама. Ей приснился дурной сон про меня -
что я хожу по коридору и вою. И она приехала глянуть, как я
жива.
Тем не менее - я очень люблю конец мая и начало июня. Это самое
счастливое мое время. Я вспоминаю те две недели с Кантом как лучшие
две недели в жизни...
Я пошла на экзамен в резиновых тапочках, прикидывающихся
босоножками. У меня просто не было другой обуви.
Подруга, сдававшая этот же экзамен в тот же день, - но выпускница
отделения истории партии - сказала, что в таком виде идти нельзя.
Ибо экзамен идеологический, и дано выглядеть прилично. Как в обкоме
комсомола :)
А у меня все равно не было других босоножек :)
Я сидела на экзамене и смотрела, как сдают другие. Прикидывала этих
троих: равнодушного молодого дядьку, желчного старика-профессора и
собранную тетеньку в блузке.
Настраивалась на них.
Желчный профессор нападал на всех, обескураживая вопросами, вообще
не имеющими отношения к философии. Казашку передо мной он спросил,
что она думает о происхождении жизни и Боге.
Казашка перезагрузилась и зависла.
Она собиралась писать диссер на татфаке, по тюркологии, и плохо
говорила по-русски в принципе.
А меня злокачественный старикашка спросил (после того, как мы
побеседовали по вопросам билета и около) - Что я думаю про гений и
злодейство.
Я много чего думала. В категориях этики. И аксиологии. И чего-то
еще. И про семантику "гения". И про релятивизм "злодейства".
Я просто хорошо понимала, что старикашка стремится сбить сдающего с
панталыку и посмотреть, может человек вообще связать пару слов,
если у него вырвать из рук билет, или не может.
Нас сдавало 15 человек - аспирантов и соискателей, ну и я одна -
студентка. Уже защитившая диплом - но еще не имеющая его на руках
:)
Пятерка была одна :)
С этими оценками я поступила в аспирантуру осенью, весной
первого курса сдала кандминимум по языкознанию (обычно его
сдавали после второго или даже третьего курса (и да, я
подсказывала девочке, сдающей со мной. Сегодня эта девочка доктор
наук и профессор, а я домохозяйка:)
Диссертацию я защитила в декабре 1992 года, в начале второго курса
аспирантуры. Как я ее писала за год - отдельная история :)
И меня тут же захотели отчислить, лишив средств к существованию :)
Я сэкономила им стипендию за полтора года, но -что делать в
аспирантуре кандидату наук? Еле-еле уговорили их оставить меня до
тех пор, пока не найдется место на кафедре А официально - до тех
пор, пока ВАК не пришлет диплом кандидата - это занимало
время).
Вот так я стала самым молодым кандидатом наук в нашем университете
в тот год .
__________________________
Теперь я все равно напишу. Это было задание от психолога,
рассказать эту историю.
Задание по теме "хорошо ли хвастаться"
Очень тяжело, на самом деле.
|
</> |