Каналу «Стамбул» быть: Эрдоган ведет дело к отмене Конвенции Монтрё
narodreporter — 27.12.2019Судя по всему, дорогостоящий Стамбульский канал «имени
Эрдогана» все-таки будет построен, несмотря на явные
экономические проблемы Турции. Что же означает реализация
этого инфраструктурного проекта Анкарой для всех черноморских
стран, включая Россию?
О своих намерениях прямо заявил в бывшей турецкой столице
президент Эрдоган:
Мы построим канал «Стамбул». Но кое-кто говорит, что мы
этого не сделаем... Что Турция имеет от соглашения Монтрё –
что она выиграла, что потеряла?
Судоходный канал должен соединить Мраморное и Черное моря,
превратив историческую часть Стамбула в остров. Ширина водной
артерии составит 150 метров, глубина – 25 метров. При
стоимости проекта в 10 миллиардов долларов альтернативный
Босфору маршрут сможет пропускать до 85 тысяч судов в год.
Турецкий лидер упирает на вопросы безопасности и защиты
экологии.
Действительно, ЧП периодически происходят, а в 1979 году
румынский танкер Independent столкнулся с другим судном и
загорелся, при этом в воду попало много нефти. Но трудно не
заметить, как Реджеп Эрдоган под благими предлогами
последовательно ведет к пересмотру, а то и отмене
международной Конвенции Монтре. А это вопрос серьезный,
создающий опасный и нежелательный прецедент.
Напомним, данный договор был подписан в 1936 году в
швейцарском городке Монтре по инициативе самой Турции,
которая намеревалась вернуть суверенитет над своими проливами
Босфор и Дарданеллы. Согласно Конвенции, все страны
поделились на черноморские и нечерноморские. Первые могут
проводить свои корабли при условии предварительного
уведомления Анкары. Для последних введены серьезные
ограничения по тоннажу военных судов и срокам их нахождения в
акватории Черного моря. При этом Турция вправе в случае
угрозы в отношения нее закрыть проход иностранным военным
судам.
«Особое мнение», как обычно, было у англосаксов. При
подписании соглашения Лондон требовал свободного права
доступа своего флота в Черное море без необходимости
согласования с Турцией. В наши дни известны два случая
нарушения Конвенции, и оба были осуществлены американскими
военными кораблями.
Итак, чем же может обернуться строительство обходного
канала?
Прежде всего, это означает появление альтернативной водой
артерии, которая никак не отражена в документе первой
половины прошлого века. После запуска его в строй Анкара
будет вправе поставить вопрос о пересмотре, а то и отмене
Конвенции Монтре как устаревшей. Прежний договор канет в
Лету, а новый будет подписан уже под диктовку Турции с учетом
интересов ее союзников. Президент Эрдоган уже
продемонстрировал, как ловко умеет маневрировать и отстаивать
свои национальные интересы. Учитывая, что Турция состоит в
НАТО, можно не сомневаться, что нормы новой Конвенции не
пойдут на пользу России и ее Черноморскому флоту.
Самое интересное, что из всех наших правителей в свое
время именно И.В. Сталин максимально приблизился к
осуществлению мечты о контроле над турецкими проливами. Был
поставлен вопрос о репарациях от проигравшей Италии в виде ее
бывшей колонии Ливии, а от Турции – о предоставлении
военно-морской базы СССР в Дарданеллах, об которые ранее
обломали зубы англичане. Получись задуманное, картина
сегодняшнего мира была бы иной.
Но вопрос с Ливией был решен иначе: Италия отдала в качестве репараций часть своего флота. От территориальных претензий к Турции СССР не отказывался до самой смерти И.В Сталина.
Автор: Сергей Маржецкий
Статья на "Репортере" https://topcor.ru/12513-kanalu-stambul-byt-jerdogan-vedet-delo-k-otmene-konvencii-montre.html
Мой канал: http://narodedin.com/post/kanalu-stambul-byt--jerdogan-vedet-delo-k-otmene-konvencii-montrjo/