Калининград. Южный вокзал и окрестности.
flackelf — 25.11.2024 Калининград. (Königsberg).Громадный Южный вокзал который абсолютно полностью уцелел. Годы строительства 1919-1929. Архитектур Густав Корнелиус. Последний поезд с немецкими беженцами ушёл с него 21 января 1945 года. Сейчас он используется хорошо если на пять процентов своей пропускной способности. А в 20-30-е годы отсюда можно было уехать во многие города Европы.
До постройки этого вокзального комплекса городской вокзал был в другом месте, ведь железная дорога сюда пришла ещё в середине XIX века.
1.
2.
3. Главный вход украшает красивый герб РСФСР.
4. Тоннель под путями расположенный чуть в стороне от главного входа в вокзал. Все довоенное, кроме конечной отделки помещений.
5. Вход в тоннель.
6. Вот благодаря в том числе и этим бойцам, здание вокзала осталось целым.Немцев быстро выбили, не дав тут основательно закрепиться.
7. Внутренние интерьеры тут полностью от Веймарской республики, при которой был построен данный вокзал.
8.
Прошу друзей и подписчиков поддержать автора блога. Начались ощутимые перебои с основной работой. Карта СБ России
2202 2053 3621 5600
9.
10.
11.
12. Южный вокзал, вернее его дебаркадеры, в Калининграде настолько громадные - как три Витебских. Сейчас мало путей из всего этого используется.
Во времена прусские, отсюда отправлялись поезда во всю Германию, Варшаву, Прагу, Вену и возможно в Москву или Ленинград.
13. Есть городская легенда, что при СССР начальство Прибалтийской жд, которое сидело в Риге, вынашивало планы демонтажа этих громадных дебаркадеров и переноса их в Ригу. Но власти Калининградской области сильно воспротивились.
14. Здание вокзала стоит отдельно ит дебаркадеров - не встроено в них и соединено с ними тоннелями.
15. "Ласточка" в Светлогорск. Только они тут постоянно и мелькают. Еще два раза в сутки поезд на Москву и Петербург и собственно все.
16. Вид на три дебаркадера с юго-восточной стороны.
Самая дальняя колея имеет европейскую ширину. По ней некогда приходили поезда из соседней Польши.
17. Тут же находится небольшой жд музей. До которого мы так и не добрались.
18.
19. С этой юго-восточной стороны приходит главный сухопутный ход с Большой земли (через Литву).
20. А это уже вид с другой, с северо-западной стороны.
21. На станции Калининград привлекла внимание вот эта чисто немецкая постройка. Прям как из ГДРовских игрушечных железных дорог. Brückentellwerk Hauptbahnhof - Централизационный пост кёнигсбергской ж/д. Дата постройки: 1929.
Архитекторы: отдел высотного строительства управления железных дорог в Берлине. В настоящее время контрольно-измерительный пункт сигнализации и связи.
22.
23. Фото путевого развития с северо-западной стороны Южного вокзала.
24. Дорога к мостам через Преголю. Тут ходят "Ласточки" к Балтийскому побережью.
Выйдем на привокзальную площадь.
25. Монументальный памятник Калинину у Южного вокзала. Установлен в 1959 году. Герб СССР - страны победительницы, которой эти земли достались по условиям послевоенного мироустройства. Мне, бывшему беженцу из Украины, приятно это осознавать. Уже 80 лет это русские земли.
26. Трамвайное кольцо прямо у здания вокзала. Сразу бросается в глаза метровая европейская колея.
27. Вот на месте этих пятиэтажек раньше стояла большая немецкая кирха. Площадь застроили просто, без архитектурных изысков.
28. Железнодорожный почтамт. Стоит рядом с Южным вокзалом. Построен в 1930 году как центр Немецкой почти всей Восточной Пруссии. Мощное основательное здание.
29.
30.
31.
32. Сохранился частично немецкий барельеф с изображениями на почтовую тематику.
33. Архитектурный стиль - фукционализм.
Пройдем немного в западную сторону от вокзала.
34. Бранденбургские ворота (нем. Brandenburger Tor) — одни из восьми сохранившихся городских ворот Калининграда. Единственные городские ворота до сих пор использующиеся по прямому назначению.
35. С одной стороны украшены гербами Пруссии
36. С другой установлены скульптурные портреты немецких военачальников начала XIX века. Постройка 1860 года.
37. Улица Александра Суворова.
38.
39. Калининградская железнодорожная развязка, доставшаяся от немецкого узла, который был загружен гораздо более сильно.
40. Идет строительство нового разводного жд моста через Преголю, а еще по всей видимости съезда в сторону Балтийска от Южного вокзала (сейчас его нет).
Прогуляемся от вокзала в юго-восточную сторону.
41. Проспект Калинина.
42.
43.
44.
45. Фридландские ворота (Friedländer Tor) и развалины старого равелина (на фото выше) неподалёку - часть бывшего оборонительного пояса Кёнигсберга, который особенно усиленно строился в XIX веке. От него в Калининграде много чего сохранилось. Основательно строили, а вот держать удар этим укреплениям пришлось лишь однажды, уже в XX веке и они были быстро прорваны Красной Армией.
46.
47. Скульптура рыцаря на фасаде ворот.
48. На карте укреплений бросается в глаза, что даже нынешний центр города, район площади Победы, расположен уже за периметром оборонительного пояса. В начале прошлого века город стал быстро расти и вышел за пределы фортификации позапрошлого века.
49. Улица Ольштынская рядом с вокзалом. В Кёнигсберге улица Ольштынская называлась Хабербергер Грунд.
50. Улица Ольштынская. В честь бывшего немецкого города Алленштайна. Мемориал "нерушимой польско-советской дружбе". Поставлен видимо лет 45 назад. Надписи и таблички отсутствуют.
51. Красивая бывшая кирха Святого Семейства, недалеко от Южного вокзала. Архитектор Хайтманн. 1904.
Сейчас в ней концертный зал.
52.
53. Улица Богдана Хмельницкого.
54. Бывшая казарма Восточно-прусского тренировочного батальона № 1. 1890 год.
Дорога в центр города. А Южный вокзал расположен скорее на южной окраине Калининграда.
55. Конец Ленинского проспекта в районе Привокзальной площади. Это главная дорога в центр города от Южного вокзала.
Восстановленный бывший немецкий дом.
56. Это советские послевоенные дома.
57. Один из первых домов, восстановленных в Калининграде для работников завода «Янтарь».
58. Дом Искусств. Бывший трехзальный кинотеатр "Октябрь". 1975.
59. Памятник Ленину. "Скульптор В.Б. Топуридзе, 1958 г., бронза.
Ранее находился на Площади Победы, но в связи со строительством собора был оттуда удалён.
22 апреля 2007 года состоялось открытие отреставрированного памятника на Ленинском проспекте."
60. Ленинский проспект. Вид в сторону центра города. Вдали уже виден мост через Преголю.
Проложен уже после Второй мировой войны. "В целом сохранил схему довоенных улиц, но в некоторых местах улицы были расширены и спрямлены. В итоге проспект включил бывшие кёнигсбергские улицы Steindamm, часть Tragheimer Kirchenstraße, Kantstraße, Gesekusplatz, Kneiphöfische Langgasse, Vorstädtische Langgasse, Posener Straße."
Трамвайная сеть Калининграда - старейшая на территории современной Российской Федерации. С 1895 года. Недавно стала потихоньку возрождаться из полумертвого состояния в котором пребывала в 10-е годы. В 2021 году с материка паромом привезли новых 17 штук трамваев "Корсар" под здешнюю узкую метровую колею (как во Львове и Евпатории). Старенькие узкоколейные "Татры" были в городе с прошлых времён.
Так что думаю надо радоваться пока и этим двум маршрутам, довольно неплохо работающим надо сказать. Вроде обещают возродить и третий маршрут. Кстати по городу полно неубранных трамвайных рельс от исчезнувших маршрутов. Много где их быстрый демонтаж не дает сделать брусчатка.
61.
62. Специальные тележки для узкой колеи.
63.
64.
65.
|
</> |