КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

топ 100 блогов zhivopis_vl09.01.2024 Речь о Помпеях, но начнем не с них.

Сначала посмотрим на засыпание Помпей, ставшее для наших современников эпохальным катастрофическим событием благодаря произведениям литературы, живописи, кинематографа, с другой стороны.

Везувий засыпал городки на склонах и забирал человеческие жизни в течение всей истории, регулярно и непрерывно, это заурядное событие для вулкана. А люди так же регулярно заселяли его склоны, потому что катастрофы случались не при каждом поколении, и еще потому, что это прекрасная земля, а вулканический пепел - замечательное удобрение для виноградников и садов. Последние катастрофические извержения были уже в эру фотографий.

При извержении 1872 года были завалены лавой и пеплом городки Масса-ди-Сомма и Сан-Себастьяно-аль-Везувио, были жертвы.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

В извержение 1906 года 105 человек были погребены в церкви Сан-Джузеппе-Везувиано, лава и пепел накрыли городок Октавиан, всего жертвами стало 300 человек.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Начиная с первого надежно документированного извержения 1631 года было 52 извержения, не раз засыпались городки, были жертвы.

Два из таких городков, Помпеи и Геркуланум, наполненные технологиями, предметами, произведениями искусства, соответствующими 16 веку, и были сделаны древними памятниками в порядке создания истории и унесены в античность.

Хотя на одном из мемориальных сооружений, воздвигнутых в память жертв извержения 1631 года по сей день с того самого года латынью по белому указаны и Помпеи, и Геркуланум - Epitaffio a ricordo dell'eruzione del Vesuvio del 1631 , и никто не оспаривает подлинность этой эпитафии. Стилистические, исторические и все другие исследования бесспорно подтверждают и год, и повод, читайте хотя бы тут - L'eruzione del Vesuvio del 1631 negli Epitaffi della Regia Strada delle Calabrie .

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Помпеи, нормальный жилой город, есть на первом в мире атласе мира Ортелиуса, в монументальном труде Theatrum Orbis Terrarum, памятнике европейской картографии 1570 года. В отличие, например, от Пальмиры-Тадмора в любом написании, иливеликих древних Афин, которых еще вообще не было на карте...
КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной
С какой стати вообще картографы будут наносить город, полторы тысячи лет как погребенный, который к тому же и откроют еще через 300 лет? Да ни с какой.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Еще несколько свидетельств жизни и гибели города в 1631 году — спасибо блогеру new_etymology за наводку на это прекрасное сообщение.

Джованни Баттиста Масколо, профессор философии, иезуит, один из уважаемых граждан Неаполя в 1631 году стал свидетелем извержения Везувия, о чем 2 года спустя опубликовал книгу Ioannis Baptistae Masculi Neapolitani e Societate Iesu De incendio Vesuuii excitato 17. Kal. Ianuar. anno trigesimo primo saeculi decimiseptimi. Libri 10. Cum Chronologia superiorum incendiorum; & ephemeride vltimi.

Отрывочек. Перевод.

"Все, что встречалось на пути, было захвачено этим напором и огненным шквалом. Стада домашнего скота были раздавлены и разбросаны по всем сторонам полей. Деревья, хижины, дома и башни были повалены и разбросаны. Из этих огненных потоков два были самыми быстрыми. первый с огромной силой устремился к Геркулануму, второй - к Помпеям. Деревья, которые стояли в этих городах, превратились в пепел".

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

*

В 1514 году итальянский врач, гуманист, друг Эразма Амброджо Леоне опубликовал книгу De Nola opusculum : distinctum, plenum, clarum, doctum, pulcrum, verum, graue, varium, & utile , на ней живой, населенный город Помпеи, а рядышком Геркуланум и Стабии.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

*
В 1632 году аббат, профессор письма и права, историк, писатель Донато Пуллиери de Лупари в книге Discorso filosofico, et astrologico, di D. Donato da Siderno abbate celestino. Nel quale si mostra quanto sia corroso il monte Vesuvio dal suo primo incendio fino al presente... прямо написал:

"Везувий извергся 16 декабря 1631 года. Во время этого извержения были разрушены: Стабии, Помпеи, Геркуланум".

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

*
В 1633 году иезуитский писатель Джулио Чезаре Рекупито опубликовал книгу De Vesuviano Incendio Nuntius, где не просто описал гибель Помпей и Геркуланума от Везувия в 1631 году, но и породил широчайшую в последующем традицию, плохо отозвавшись о предыдущей жизни людей и констатируя божью кару. Традиция, как вы понимаете, в том, что разрушению Помпей предшествовало моральное разложение жителей Помпей. Читайте, кто понимает латынь; пост не морализаторский, достаточно передать смысл.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

*
В новейшее время только ленивый не писал о засыпании Помпей и Геркуланума в 1631 году. Повторяться не буду. Вот эта прекрасная работа Непоследний день Помпей в основном охватывает все факты, подтверждающие это. Я только дополню ее деталями, недопрописанными автором, и покажу парочку наглядных свидетельств, о которых никогда не пишут ни академические, ни альтернативные историки.

Автор верно замечает, что все древние свидетельства об извержении 79 года, вошедшем в мировую историю и культуру, идут от письма древнеримского историка Плиния Младшего древнеримскому историку Тациту. В нем не упомянуты ни Помпеи, ни Геркуланум, ни год извержения, все это историки "вычислили" окольными путями. Это просто высокохудожественный рассказ о гибели престарелого дядюшки, древнеримского историка Плиния Старшего во время извержения Везувия от удушья. Беллетристический текст, типичный для художественной прозы и меньше всего соответствующий историческим, публицистическим, полемическим текстам того же Плиния. Прочтите его, он короткий.

Важно отметить, что и оба Плиния с Тацитом, и письмо Младшего появились в эпоху Возрождения. Конкретно письма Плиния Младшего в полной комплектности впервые опубликованы в 1502 году.

Учитывая, что в этот же исторический период были явлены не только Плинии и античное извержение Везувия, но и практически вся античная литература - источник фактов античной истории, этот период и следует признать временем создания античной истории. Сначала история делается в литературе, затем в натуре - единое правило на все времена, справедливое в отношении всех топовых памятников истории, от Великих пирамид до Стоунхенджа и гигантских статуй острова Пасхи. Ну а в натуре античный городок был явлен еще через два с половиной века раскапыванием реально занесенного города эпохи чугуна. Причем, открывший Помпеи в 1748 году военный инженер Роке Хоакин де Алькубьерре и не думал, что раскапывает Помпеи, а раскапывал другой город. С Помпеями связал раскопки следующий инженер-археолог Франческо Ла Вега только в 1763 году...

В части сравнения фрески из Помпей и картины Рафаэля "Три грации" автор смотрит узковато. Совпадение сюжета и стилистики картины и фрески - это очень далеко не всё. На это совпадение следует взглянуть шире.

Три грации. Фрески из Помпей, 1 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Мозаика из Помпей. 1 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Римский театра Сабрата, Ливия, 2 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Та же Сабрата. Римская мозаика.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Римская мозаика. Археологический музей Каталонии, 3 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Мозаика из г.Рима, 4 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Римский барельеф 3 века н.э., Тунис.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Мозаика римских терм в Нарлыкую (Турция) времен первого западноримского императора Гонория (384-423).

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Рим. 1-3 века н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Римская копия императорского времени с эллинистического оригинала. Лувр, 2 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Тот же Лувр, барельеф рядышком стоит, 2 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Ватикан, 2 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Метрополитен-музей, 2 век н.э.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Достаточно древностей. Обобщая: был период поздней античности, когда один сюжет в одной стилистике изображался мастерами изобразительных искусств разных жанров повсюду в Древнем Риме, на уровне от шедевров до ширпотреба. Ни до этого не было этих произведений, ни после, до самого Возрождения. Посмотрим на него.

Франческо дель Косса. Фрагмент картины "Триумф Венеры". 1469-1470.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Сандро Боттичелли. Фрагмент картины "Весна", 1482.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Портретные медали Никколо Фиорентино, 1485-1486.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Пародия Альбрехта Дюрера. Четыре ведьмы. К трем богиням добавлена Эрида, богиня раздора. 1497.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Матео Бальдуччи, начало 16 в.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Маркантонио Раймонди. Гравюра на основе рисунка Рафаэля. 1500-34.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Рафаэль Санти. 1504.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Агостино Бусти. Деталь памятника поэту Ланчино Курцио в Милане, 1513.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Антонио Корреджо. Фреска в Сан-Паоло, Парма. 1519.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Джорджио Андреоли. Итальянская люстровая майолика, 1525.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Якопо Понтормо, 1544.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Франческо Приматиччио, 1550.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Джованни Баттиста Нальдини. 1560-1564.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Алессандро Аллори, 1570-1590.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Франческо Морандини, 1570.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Якопо Дзукки. 1575-1576.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Вентура Салимбени, конец 16 века.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Дирк де Квад ван Равестейн, около 1600.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Две картины Ван Аахена, 1604.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Ван Харлем, 1622.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Много граций написал Питер Пауль Рубенс. Три из них.
1630 год.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

1635 год.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

1636 год.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Леонхард Керн. Около 1650.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Николя Коломбель. 1697.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

И так далее, и так далее, и так далее.
Это беглый поиск.

Что мы видим, помимо полной сюжетной, композиционной, стилистической идентичности античных (и помпейских) и средневековых произведений? Первым делом: все произведения из одного времени. Второе: что речи быть не может про то, что кто-то где-то подсмотрел и воспроизвел забытую на тысячу лет композицию, мы отдаленно не видим какой-то подсмотр, а видим широчайшую традицию. Она возникла в 15 веке, развилась, широко охватила все жанры изобразительного искусства, обосновалась и в керамике, и в мемориальном зодчестве, и в медальерном искусстве. Живописцы модные включали композицию в разные сюжетные картины, живописцы великие оттачивали мастерство и тренировали руку... Наконец, третье: большая закостенелость, заданность, каноничность античных композиций, среди которых есть и шедевры, ничем не отличающиеся от шедевров Возрождения, и есть простая халтура, всем обликом говорящая, что это ремесленный заказ.

Из всего совсем простой вывод: в Возрождение создавалось и искусство для современников, и древность.

Масштабность античных композиций говорит о том, что тогда же и началась программа создания истории; несколько скульптур сделаны большими художниками, большинство - художниками-ремесленниками под заказ. Помпеи же были живым городом, и тамошние толстосумы, по обычаю провинциальных толстосумов всех широт и времен, украшали свои виллы и общественные здания добротным высокохудожественным кичем. С тем и стали частью истории мифического Древнего Рима.

*

Еще одна мозаика, считаю, незаслуженно забыта серьезными исследователями, хоть и затаскана по сетям. Знаменитая мозаика с ананасом из дома Эфеба.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Ни один академический ученый, насколько знаю, ничего еще не сказал про фрукт, доставленный в Европу из Нового Света в эпоху Возрождения, совпавшую с эпохой великих географических открытий. Сетевые ученые придумали забавное объяснение: ананас - это шишка пинии, итальянской сосны, которая на Аппенинском полуострове всегда была.

На вопросы
- почему созревшая шишка пинии с орешками, готовыми к шелушению и употреблению, никаким местом не похожа на ананас помпейской мозаики;
- где у нее ананасовый хвостик;
- что вообще может делать шишка для шелушения в вазе с фруктами;
сетевые ученые ретируются.

Шишка пинии.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Еще один ананас, благодарю блогера is3, есть на фреске со сценой жертвоприношения в Ларриуме на восточной стороне атриума, принадлежащего оригинальному дому I.7.10.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

В Доме Сада, семейной вилле, раскопанной в 1913 году, нашлась фреска с лимонным деревом (лимон, растение родом из Китая и тихоокеанских островов, считается, впервые был привезен в Европу ближневосточными торговцами в 12 в. н.э.). Некоторые сетевые ученые высказывают мысль про то, что помпейские лимоны - это цитроны. Начисто игнорируя то, что форма цитронов не имеет ничего общего с какими-либо другими фруктами, а единственная (из сотен на всю сеть) форма цитрона, напоминающая лимон, кратно больше лимона размером.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Лимон лежит в вазе с фруктами на помпейской мозаике в Палаццо Массимо Национального музея в Риме.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Другие помпейские ананасы, а также анноны, лимоны, манго на помпейских фресках еще в 1950 году описал авторитетный итальянский профессор Каселла, ботаник, агроном.

*
За это дополнение благодарю блогера javdet-nx, подсказавшего еще одну особенность фресок.

Вряд ли ученые что-то скажут и о соблюденном в античных фресках законе тональной перспективы, открытом именно живописцами эпохи Возрождения, согласно которому глубина изображения достигается не только средствами линейной перспективы, но и тональными решениями: от буроватых тонов ближнего плана до синеватых — дальнего.

С точки зрения тональной перспективы фрески Виллы в Боскореале — классическая живопись Возрождения.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Дом Эфеба.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Вилла Сан-Марко в Стабиях.

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

КакПомпейские фрески и мозаики: грации, ананасы с лимонами, закон тональной

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На днях из раздела "триллеры" глянула фильм "Сосед" 2016, на удивление порадовал, не оторваться было! Ни капли соплей, все по делу, сурово, как я люблю. Отдельно про сопли. Меня приводят в бешенство эпизоды (да и вообще рассчитанные на это сюжеты) по выжиманию слезы из непритязательного ...
Я живу в селе Красная Горка Кинель-Черкасского района Самарской области. В этом видео я расскажу о том, как можно выживать в деревне и за счет чего. Расскажу о сбыте продукции, и о том выгодно ли это. Наша семья уже третий год проживает в этом селе и второй год мы занимаемся небольшим ...
Объявление на стене женского туалета в ...
Владивосток. «КОЛЫМА», транспортное судно Сибирской флотилии. С 1917 г. «ВИТИМ», в Добровольном флоте. ...
У меня периоды развития советского кинематографа ассоциируются почему-то с окнами и занавесками на них. Так, например, период Малокартинья - это тяжелые бархатные/плюшевые портьеры тёмно-малинового цвета. Вторая половина 50-х - ситцевые занавески разной плотности и с разными рисунками. А ...