Какой статистике предпочитают верить россияне?

топ 100 блогов ukraine_russia27.05.2010 Все не раз слыКакой статистике предпочитают верить россияне? шали музыку, под которую возлагают венки официальные делегации на Украине (к памятнику неизвестному солдату, маршируют на День Победы, проводят торжества в честь наших героев). Однако, мало кто знает, что этой песне уже 69 лет и написана она была в момент отступления войск нашей Советской Армии с территории Украины в 1941 году. В последствии, «Песня о Днепре» стала гимном и торжественной мелодией чествования героев Великой Отечественной войны, однако изначально это была клятва Днепру вернуться и разбить фашистов и кто был с ними.

Не смотря на то, что песня на русском языке, ее любят и чтят все поколения украинцев и никто не считает эту песню-реквием не нашей, хотя у нее есть авторы. Очень душевную песню о славянской реке Днепр написали россияне: поэт Евгений Долматовский и композитор Марк Фрадкин. Эта баллада псвящается освободителям Украины, ее в свое время пели многие исполнители: Николай Гнатюк, Иосиф Кобзон, военный хор, Иван Паторжинский, Мария Литвиненко-Вольгемут. Музыка «Песни о Днепре» стала маршем и ее исполняют при торжественном прохождении войск почетного караула, на парадах, однако история этого произведения начиналась еще когда о победе нашего народа над фашизмом и его сторонниками была далекой, осенью 1941 года.




У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли.

Ты увидел бой, Днепр, отец-река,
Мы в атаку шли под горой...
Кто погиб за Днепр, будет жить века,
Коль сражался он, как герой.

Враг напал на нас, мы с Днепра ушли,
Смертный бой гремел, как гроза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течешь вдали,
И волна твоя, как слеза.

Из твоих стремнин ворог воду пьет,
Захлебнется он той водой!
Славный час настал — мы идем вперед
И увидимся вновь с тобой.

Бьет фашистский сброд Украина-мать
Партизанкою по Днепру,
Скоро выйдет вновь сыновей встречать,
Слезы высохнут на ветру.

Кровь фашистских псов пусть рекой течет.
Враг советский край не возьмет.
Как весенний Днепр, всех врагов сметет
Наша армия, наш народ.

1941 г.

До Победы еще далеко.....Осень 1941 года.Какой статистике предпочитают верить россияне?
Наши войска, несмотря на ожесточенное и героическое сопротивление, отступают под ударами превосходящих сил противника. Тревожны и неутешительны сводки с фронта. После многодневных упорных и тяжелых боев врагу удалось захватить столицу Украины—древний Киев. Поникли ивы на берегах седого Днепра, а сам он, суровый, порожистый, бурлил и клокотал от ярости и гнева...

Фронтовой корреспондент «Комсомольской правды», поэт Евгений Долматовский (1915 −1994), числившийся уже в списках погибших, пробирался к своим по территории, где хозяйничали гитлеровцы.

«...Переправляться через Днепр мне пришлось в сложных обстоятельствах.— рассказывал он уже в мирные дни.—Я еле дотащился до Канева, чуть не попал здесь в очередную облаву, выбрался, кое-как на окраину. Вплавь одолеть реку я никак не мог, да и вода была уже ледяная, в ее черную пучину сыпался первый снег.

Оккупанты под строгим контролем держали все лодки, но все же мальчишки взялись переправить двух „окруженцев“ на левый берег. Челн у них был дырявый, в октябрьских сумерках он двигался медленно, а водой наполнялся быстро.

Кое-как мы перебрались...На хуторе удалось обогреться, подсушить одежду. Горькие слова „Ой, Днепро, Днепро“ жили здесь, у берегов древней реки, в голосах женщин, в коротких и строгих переговорах партизан. Я уже не мог расстаться с этими словами, больше похожими на выдох, на стон. И понес их дальше на восток, к линии фронта...»

Наконец удалось выйти к своим. Евгений Аронович отыскал редакцию газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», где встретил своих товарищей.

«Стояли мы тогда в Воронеже,— вспоминает в книге „Журналисты на войне“ один из сотрудников,—печатались в типографии местной газеты, а жили в музыкальном училище, расположенном поблизости.

Однажды ночью меня разбудил дежурный боец: какой-то гражданин просит пустить его в редакцию. Спустившись вниз, я увидел человека с бородой, в крестьянской свитке, подпоясанной бечевкой.

— Поэт Долматовский,— представился он.— Вышел из окружения. Прошу свидания с писателями. Они меня знают.

Наши литераторы спали в большом зале, уставленном роялями. В третьем часу ночи я зажег там свет, ввел незнакомца в свитке:

— Кто знает этого человека?
Какой статистике предпочитают верить россияне?

— Женя!—радостно кричит Савва Голованивский.

Объятия, поцелуи. Воспоминания длились до рассвета...»

Радость радостью, но предстояло явиться к начальству, доложить о прибытии и объяснить свое долгое отсутствие.

Начальник Политуправления фронта дивизионный комиссар Сергей Галаджев встретил с печальным удивлением, предупредил, что нужно отправляться в Урюпинск, где проходят проверку все, кто оказался в окружении, пришел из вражеского тыла:

— Будешь писать объяснение. Это всем вам, «окруженцам», положено. Но если ты поэт, скажи обо всем, что с тобой было, что пережил и передумал, в песне.

— Это будет песня о Днепре,— ответил Долматовский.

— Не знаю, песен не пишу,— почему-то довольно сухо отреагировал на это начальник Политуправления и добавил: «Кстати, известно ли вам, что вы числитесь погибшим и об этом уже сообщено в Союз писателей и вашей матери. Почта идет долго. Может быть, вам удастся написать такие стихи, из которых будет понятно, что с вами произошло. Через газету дойдет скорее...»

Галаджев связал Долматовского с «Комсомольской правдой». Заведующий отделом Юрий Жуков, немало удивленный воскрешением корреспондента газеты, попросил не позже двенадцати ночи передать по военному телеграфу стихотворение.

Стихи были написаны в срок:

Украина, Украина, Украина.
Дорогая моя!
Ты разграблена, ты украдена,
Не слыхать соловья.
Я увидел тебя распятою
На фашистском штыке
И прошел равниной покатою,
Как слеза по щеке...


На следующий день их опубликовала «Комсомолка», и поэт вернулся в ряды живых и действующих.

«Стихотворение „Украине моей“,— говорил много позднее Евгений Аронович Долматовский,— было пробой, поиском песни о Днепре. Так часто бывает, — сперва стихотворение разведывает пути для песни».

И вот он в Урюпинске. Строки стихов о Днепре уже заполнили тетрадку. Но откуда взять музыку? Неожиданно узнает, что в той же казарме, куда его определили, размещен ансамбль песни и пляски Юго-Западного фронта, прибывший для обслуживания резервных частей. Ведущие программ ансамбля Юрий Тимошенко и Ефим Березин сказали, что в ансамбле есть собственный композитор, Марк Фрадкин, и посоветовали обратиться к нему.

Какой статистике предпочитают верить россияне? Так состоялась первая встреча поэта и композитора, положившая начало их многолетнему и плодотворному творческому содружеству.

Имя Долматовского к тому времени было уже широко известно по его довоенным стихам и песням, созданным вместе с композиторами Дунаевским, Чемберджи, братьями Покрасс, Богословским, Милютиным. Песни эти прозвучали в фильмах «Истребители», «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Морской ястреб». Марк Григорьевич Фрадкин (род. в 1914 г.) только начинал тогда свой путь в песне. Закончив Ленинградский театральный институт и прозанимавшись два года в Минской консерватории, он был призван в 1939 году в армию. Рядовым стрелкового полка участвовал в освобождении Западной Украины. Потом был переведен в ансамбль песни и пляски Киевского военного округа.

В Киеве Марка Фрадкина и застала война. С ансамблем прошел он весь тяжелый и горестный путь отступления от Днепра к Дону и Волге, до самого Сталинграда. Многое довелось испытать. И потому стоит ли говорить, как взволновала его предложенная поэтом тема для песни, как зажгли и вдохновили сами стихи...

Композитор и поэт бродили по улицам Урюпинска в поисках пианино. Заглядывали в окна хат. Наконец, разглядели в одном из них, сквозь морозный узор бронзовые подсвечники.

— Разрешите нам поиграть на вашем пианино?

Более странной просьбы в ноябре сорок первого года, наверное, никто не слыхивал. Выяснилось, что дом принадлежал священнику. Хозяин оставил неожиданных гостей наедине с инструментом.

«Мы работали два дня,—вспоминает Евгений Аронович.— Наконец музыка получилась, подгоняем каждое слово, чтобы пелось. Ночью собирают ансамбль. Песню слушают молча. Приказано к завтрему разучить ее. Но выполнить приказание не так просто. Хоровая группа — все киевляне — плачет, петь не может.

Первое исполнение назначено все же на утро в кавалерийском манеже. Публика — это тысяча политработников, вышедших из окружения и проходящих проверку. Тимошенко и Березин (Тарапунька и Штепсель, наши, украинские герои) объявляют, что сейчас будет исполнена новая песня, но ансамбль еще долго молчит, прежде чем начать.

Пропета песня, но аплодисментов нет. Люди молча, медленно встают, и в этой неловкой паузе возникает снова песня. Ансамблю пришлось трижды спеть «Песню о Днепре».

В тот же день Долматовский выехал в Воронеж, в Политуправление фронта за назначением.

25 декабря 1941 года «Песню о Днепре» опубликовала газета Юго-Западного фронта «Красная Армия», а под Новый год, 31 декабря 1941 года, в Воронежском драматическом театре ансамбль исполнил ее для командования фронта. Запевал песню солист ансамбля Остап Дарчук. «Песня о Днепре» стала необыкновенно популярной. Приехавшие в Воронеж в составе фронтовой бригады композиторы Кабалевский, Белый и Дзержинский захватили ее с собой в Москву. И вскоре она прозвучала по радио на всю страну в исполнении замечательных украинских певцов Ивана Паторжинского и Марии Литвиненко-Вольгемут.

Никого не могли оставить равнодушными слова: «Будет славный день, мы пойдем вперед». Это стало клятвой. Песня звала воинов к стойкости, к мужеству, вливала в них решимость освободить родную землю, места, где «любили мы и росли». С ней воины освобождали Киев в 1943 году, форсировали Днепр. Только вместо слов «Будет славный час, мы пойдем вперед» солдаты пели: «Славный час настал — мы идем вперед».

«В конце сентября 1943 года,—вспоминает эти незабываемые дни ветеран Великой Отечественной войны Иван Тимофеевич Багрянцев из Куйбышева,— наша 106-я Забайкальская стрелковая дивизия незаметно для гитлеровцев подошла к Днепру у города Лоева и, замаскировавшись в прибрежном лесу, готовилась к его форсированию. Мы, вездесущие связисты, стали тянуть телефонные линии: действующие и запасные, соседу слева и соседу справа. Тут-то я и заметил среди замаскированной военной техники старый раскрашенный маскировочной краской автофургон на шасси ЗИС-5 с большим фанерным четырехугольным громкоговорителем. Я еще подумал: «А этот зачем сюда прибыл?»

В первых числах октября, рано утром, под прикрытием мощной артиллерийской подготовки дивизия стала форсировать Днепр. Как только стихла канонада, над рекой во всю мощь полились слова могучей и раздольной песни:

Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч,
Над тобой летят журавли..

Были в ней, помнится, и слова о том, что мы пришли к нему и вновь увиделись с Днепром, пелось еще и о том, что, «как весенний Днепр, всех врагов сметет наша армия, наш народ...». До чего же верные и точные слова! Кто их придумал? Кто заранее записал эту песню на пластинку и все это так тщательно подготовил и вовремя исполнил? Звучала она в исполнении хора или военного ансамбля (сейчас уже трудно припомнить).

Песня эта гремела так мощно, что ее не могла заглушить никакая канонада. Слышна она была километров за пять-восемь от Днепра. Создавалось впечатление, что поет сам воздух, вода, лес, земля, что и они радуются вместе с нами наступившему, наконец, долгожданному часу освобождения. Песня вливала силы в души бойцов, возбуждала лютую ненависть к фашистским захватчикам, звала на подвиг во имя скорейшего освобождения многострадальной украинской и белорусской земли...

За успешное форсирование Днепра нашей дивизии было присвоено наименование «Днепровская».

Ныне, многие годы спустя после Победы, песня эта, созданная в далеком 1941 году, не забыта и все так же волнует людей.

Когда в 1957 году строители Каховской ГЭС установили в память о героях минувшей войны с фашизмом 15-метровый обелиск, сложенный из гранитных глыб, на его постаменте они выбили строки из «Песни о Днепре». В Херсоне мелодию ее разносят далеко окрест куранты, установленные на здании горисполкома. Звучит музыкальная фраза из нее на могиле Неизвестного солдата в Киеве, у обелисков и памятников героям минувшей войны, освободителям Украины.


Обращался
к материалам

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
МАША ПРОТАСОВА***Я верю в человека без затей - Семейного, растящего детей ...
Июль 2012 года. Мы остановились в гостинице Days Inn на улице Регина Елена, это вторая линия отелей от побережья. В ту поездку мы так толком и не осмотрели город, хотя, как потом оказалось, там есть что посмотреть: очень красива старая часть города, впечатляет и средневековая крепость Сиги ...
Очередной выпуск рубрики "Из жизни геев". Чтоб был лет 15-16-ти, чтоб любил акробатику и паркур, чтоб былвеселый и меня любил и был симпотичным ))) идеальных не бывает... бывает мальчик мечта))) Хорошобы было что бы человек был! Без ...
хепинюир, чо...В этом году переехал сюда. http://pankapellan.livejournal.com/119185.html На этой неделе наконец-то перекрыли крышу, работы не очень много, (на месяц -два) но к сожалению все опять встало... и такими темпами (не дай Бог), это может быть и год-два. Возобновлена и ...
Помню стихийный митинг у "Московских Новостей" на Пушкинской площади (тогда вроде еще не подожгли ВТО и не построили там галерею ненужных дорогих предметов). Толпа волновалась, не помню уж по какому поводу, восхваляя БН. В центре бесновалась ...