Какой должна быть история...? | ПУТЬ ИСТОРИИ

топ 100 блогов Сообщество «ПУТЬ ИСТОРИИ» — 26.05.2012

25.05.2012

Заголовок статьи

История многолика и разнообразна. Предметом истории является практически все, что связано с прошлым народов, цивилизаций и культур. История изучает предметы быта, орудия труда, искусство, различные документы, проливающие свет на события ушедших времен. Отношения между государствами, войны и мирные соглашения также являются предметом изучения истории. Но сегодня хочу поговорить с вами не о научной стороне истории, а том, каким она должна преподноситься простому человеку, стремящемуся к историческим знаниям. Кроме этого в данной статье хотелось бы затронуть еще один аспект, связанный с историей, а именно ее преподавание в современной школе. 

Начнем все по порядку. История, как наука о прошлом должна показывать объективную реальность прошедших событий, проливать свет на факты, извлекать из толщи веков ушедшие события. Это ее объективная сторона. Однако существует и субъективный фактор истории. Субъективизм истории относится к объяснению событий и фактов, выдвижению гипотез, построению теорий, которые должны быть доказаны документально или на основе археологических данных. И вот здесь-то возникает главная проблема истории.

В советское время всемирная история, история Отечества строилась во многом не на основе реальных фактов, а вопреки этим фактам, в угоду идеологической составляющей всей советской системы. История в Советском Союзе выполняла роль некой подпорки идеологии. В научные круги не допускались теории, противоречившие марксистской исторической концепции. Вспомним учебники по истории советского времени. Вся история, в том числе и история Отечества в них сводились к борьбе антагонистических классов, а весь исторический процесс представлялся в свете классовой борьбы в социально-экономических формациях. Тем самым, формационная доктрина была главенствующей при подходе к историческим событиям. Факты, не умещавшиеся в рамки формационного подхода, оформленные в СССР в диалектический и исторический материализм, попросту не упоминались. О них старались забыть, не говорить, не вспоминать. Такая «урезанная», однобокая история и преподносилась народу. В итоге, народные массы перестали верить историкам, стали видеть в них больше пропагандистов, чем научных деятелей. Учителя истории также не пользовались уважением. Кстати, они не пользуются уважением и сегодня. Но причина здесь другая. Об этой стороне мы еще поговорим. Таким образом, история в СССР создавалась по идеологическим установкам, во многом вопреки фактам. Любое событие искажалось в угоду коммунистической идеологии. Вспомним хотя бы оценку, которую давали историки началу Великой Отечественной войны сразу по ее окончанию. По советским учебникам истории тех времен следует, что не было никакой трагедии, а был продуманный плана И.В. Сталина по заманиванию вглубь страны войск вермахта. Сталин с первых дней стал во главе непобедимой Красной Армии. Это мы сейчас знаем, что все было далеко не так, как писали советские историки в конце 1940-х – начале 1950-х годов. Те, кто находились рядом со Сталиным, свидетельствуют, что впервые дни войны видели его растерявшимся, утратившим волю, сникшим человеком. Об этом сегодня можно прочитать, например, в опубликованных воспоминаниях маршалов СССР Жукова, Малиновского, Василевского, других военных и политических деятелей. Так, в СССР факты существовали сами по себе, а история жила отдельно от них.

С распадом Советского Союза, с процессом деидеологизации общества, перед историками стала задача реабилитировать историю как науку, избавить ее от идеологического засилья. В начале 1990-х годов в России цензура перестала существовать, вследствие чего, на широкие массы народа обрушалась такая масса псевдонаучных теорий и гипотез, что все просто перестали понимать, где правда, а где ложь. Доходило до того, что историей начали заниматься все кому не лень. В результате появились теории, которые «не лезли ни в какие ворота». К примеру, стоит вспомнить нашумевшую в свое время «Новую хронологию» авторы А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский, вызвавшую бурю негодования у историков. Дело в том, что авторы «Новой хронологии», применяя к истории, математический и статистический метод вывели, что например, Куликовская битва, была вовсе на не Куликовом поле, а в центре Москвы, которая (если верить авторам «Новой хронологии) в то время вообще не существовала. Вот такая история.

Не менее знаменитой в 1990-е годы стали книги бывшего разведчика В.Б. Резуна. Особенно впечатляющим смотрятся две из них – «Ледокол» и «День «М»». В этих книгах Резун (Суворов) обвиняет Сталина и все советское военно-политическое руководство в развязывании второй мировой войны, и утверждает, что Гитлер напал на СССР в целях самозащиты.

В результате появления подобных теорий исторической науке нанесен очередной ощутимый удар. История, благодаря таким горе теоретикам превращается из науки в фантастическое, зачастую ничем не обоснованное измышление.

С сожалением хочется отметить, что сегодня мы наблюдаем кризис не только исторической науки, но и исторического образования, в первую очередь школьного. В чем это выражается?

Во-первых: современные школьные учебники по истории написаны так, словно они предназначены не ученикам средних учебных заведений, а студентам гуманитарных вузов. Я уже не говорю о языке этих учебников. Но даже их объем (в параграфе по 20 и более страниц) ни как не соответствуют уровню усвояемости материала школьниками. Они физически не могут прочитать весь материал, и тем более понять, о чем там написано. Более того, учебники нагромождены датами, событиями, персоналиями (важными и второстепенными), но при этом не имеют логической связи между собой. И вот по такому учебнику наши дети и должны изучать историю, понять ее закономерности развития. А может ли ученик средней школы понять и осмыслить весь этот материал. Вопрос риторический.

Во-вторых: втиснув историю в рамки пресловутого ЕГЭ, наши чиновники от образования вынудили учеников зубрить даты, события, имена, без осмысления их роли и значения в историческом процессе.

В-третьих: школьное историческое образование не имеет сегодня четкой структуры обучения и воспитания. Все смешано в одну кучу. Педагоги вынуждены учить одновременно историю культуры, политическую историю, историю религий, философию истории. К тому же, в регионах местные органы образования в приказном порядке заставляют учить историю родного края. На все это школьных часов катастрофически не хватает. И, что остается. Остается одно – учить детей методом «галопам по Европам». А как показывает практика, такой метод ведет к полному сумбуру в головах учащихся. В результате страдает вся система школьного исторического образования.

Обо всем об этом можно писать бесконечно. Проблем столько, что в одной статье их все не перечислить. Поэтому, думаю, пришло время подвести итоги.

И так, какая история нам нужна? В первую очередь, история без фальсификаций, основанная на достоверных и проверенных фактах. Кроме того, я как историк приветствую принцип альтернативности в толковании исторического материала. Однако, категорически против того, чтобы из истории делали очередную компанию. Не надо превращать историю в шоу, как это делают ведущие передачи «Исторический процесс». Ну, и наконец, нам нужна правдивая история. Необходимо публиковать как можно больше архивных материалов, чтобы как большее количество людей могло познакомиться с первоисточниками. И конечно, государству необходимо более ответственно подходить к выпуску учебников по всемирной истории и истории России. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
За это до сих пор никто не ответил. И вообще словно забыли. Ровно 5 лет назад, 15 июня 2014 года, состоялся погром посольства РФ в Киеве. Я там был по горячим следам. Заехал после работы, хотя это было рискованно. Меня знали в лицо многие киевские радикальные националисты. Я был в ...
Иногда так странно... Я живу в своём игрушечно-детском мире, мне в нём хорошо и комфортно... Мои мишки для меня не хобби, это жизнь, моя работа, моё единственное умение и единственное, что меня хоть как-то кормит. Я больше ничего не умею и это то, что у ...
????? ????? :: ...
     Архивное фото исчезнувшего лайнера. Источник .       В последние дни начали появляться сообщения, о том, что на пляжи удаленного французского острова Реюньон волны начали выбрасывать обломки крупного самолета. Сначала, это был обломок флапперо ...
Вот просто стоя аплодирую Токаеву. Этот семидесятилетний прожженный лис со смазливым личиком малолетки из корейской мальчуковой поп-группы, оказался совсем не так прост, как написано у него на лбу. С каменным лицом, не поведя бровью, пережив унижение от Путина, который не смог ...