КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ДВУГЛАВОГО ОРЛА?
centauriproxima — 05.11.2025
Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?
Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно
поэтому он стал также божественным или царским знаком.
Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею.
Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у
греков и Юпитера – у римлян.
В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом
сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний
давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил
пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ
Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи
печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как
зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над
птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на
перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого
бога» (Втор. 32: 8–12).
Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я
воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения
Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет грозную
непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для
всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел,
налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут
взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот
день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел
также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я
сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное
положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя,
живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя
бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя,
говорит Господь» (Иер. 49: 15–16).
Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл.
11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в
христианской символике, орел стал олицетворением горнего
мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры
с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России)
орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.
Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.
Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800
года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и
Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории
– Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами.
Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи
Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты
позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень
популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества
Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога
войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов
именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом,
символом обожествляемой царской власти. У хеттов орел изображался с
зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел,
схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его
врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и
справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной
идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до
Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем
станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди
его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий
царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь.
Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты
ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не
ведет к добру»[1].
От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы,
армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в
Западной Европе возникают государственные геральдические символы –
гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется
уже в XIII веке.
В это же время он становится гербом Сербии, позднее также
Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском
княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на
гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его
унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя,
распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.
В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов.
Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.
Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому,
изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или
державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и
скипетром.
При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских
времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами –
главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей
Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем
псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем[2]. Когда знаменитый старец
писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому
не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей
ответственности России:четвертому Риму не бывать не потому, что
третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько,
сколько продержится хранящий православную веру третий
Рим.
А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.
Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13).
9 июля 2013 г.
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
ПРОВАЛ.
89 лет Биллу Уаймену
Магия Цоя
1900г. Фруктовая торговля в г. Томске. "Дороговизна местных ягод".
Вокруг Фирвальдштетского озера. Этап второй
Новосибирский зоопарк им. Р.А. Шило.
Вернулся к полке
«Я УЙДУ, НО ОСТАВЛЮ СЛЕДЫ» (44)

