Какого предмета не хватает в школе

Одной из важнейших задач среднего образования я считаю подготовку людей к дальнейшей жизни. С этой точки зрения в современной (и не только российской) школе не хватает предмета, который можно было бы назвать «логика и критическое мышление».
Этот предмет должен стать аналогом ОБЖ, но только в умственной сфере. Совершенно необходимо, чтобы граждане могли защищать себя от брехни политиканов, от религиозной дури, от бреда, транслируемого через СМИ, от многочисленных манипуляций, с которыми приходится сталкиваться практически ежедневно.
Для этого нужно прививать еще со школьной скамьи не религиозную муть, а критическое мышление. Для развития полноценной, свободной личности критическое мышление необходимо ничуть не меньше, чем умение читать, писать и считать.
Помимо собственно логики, курс должен включать в себя и некоторые аспекты прикладной психологии, например, основы ведения дискуссий и противодействия демагогическим уловкам, а также основы выявления манипуляций и противодействия им.
Здесь же нужно давать и азы статистики. Хотя бы для того, чтобы граждане понимали, почему не стоит верить очередному «британские ученые доказали» или «опросы показали, что 90% россиян православные» или «волосы на 32% шелковистее».
Хорошая новость: практически все необходимое для этого есть. От учебников логики (ее преподавали при "кровавом Сталине") до статей по психологии -- все это готово и доступно прямо сейчас в интернете.
Плохая новость: путинофурсинизация нашего образования продолжается, а нынешним элитам выгоднее иметь массу легкоманипулируемых юнитов, нежели массу образованных и задающих неудобные вопросы личностей. Критическое мышление тут противопоказано.
Поэтому вместо преподавания основ логики и критического мышления школам упорно навязывают "основы православной культуры", попутно еще и сокращая естественнонаучные предметы.
|
</> |