Европа и терроризм одиночек. Можно ли противостоять?
vova-borodach — 19.07.2016Начну как обычно с истории.
В средние века, чуть попозже знаменитых Крестовых походов существовала на Ближнем Востоке одна могущественная секта. Смысл её был прост. Юноше объясняли, что выполнив смертельное задание - он всенепременно попадет в рай с тысячами девственниц. В доказательство этого - вновь обращенным адептам устраивали небольшую экскурсию. Сначала подсыпали некоторые веселые травки в пищу (ныне по всем признакам запрещенные в легальном обороте), а затем восточный вьюноша просыпался в специально организованном "раю", где девственницы (и не только) выполняли любой его каприз. Потом "рай" заканчивался, но желание туда угодить и навсегда - оставалось.
Эта секта занималась обычными заказными убийствами и держала в страхе весь Восток и Азию. И от желающих записаться в её "бойцы-камикадзе" не было отбоя...
Сейчас процесс вербовки террористов-одиночек идет по схожим лекалам. Разве что с развитием коммуникационных технологий он значительно упростился и расширился.
Можно ли противостоять этому явлению? Если говорить об организованных группах террористов, то можно только путем агентурной работы. Что позволит спецслужбам "сработать на упреждение". А что делать с одиночками, вроде тех, что устроили теракт в Ницце или в немецком поезде?
На самом деле, против них тоже можно применять агентурный метод. Только нужна агентура не непосредственно в среде террористов, а вокруг них.
В свое время крепко господа-демократы ругали КГБ, и советскую милицию за то, что построенная советскими спецслужбами и правоохранительными органами агентурная сеть - охватывала значительную часть советского общества, вплоть до горничных в Интуристе. Но было ли это неправильно?
Давайте посмотрим на действия террориста-одиночки в Ницце. Представим себе на секунду ситуацию, что менеджер в фирме, где он арендовал грузовик, ставший орудием преступления, был агентом французской полиции или спецслужб. И "сообщил куда надо", что приходил мол к нему сомнительный клиент - арендовавший грузовик с бронестеклами под весьма туманные цели. Адрес, данные клиента - вот они. Готовенькие.
И приняли бы этого террориста еще до того, как он выкатился на набережную Ниццы. И многое что он бы рассказал при вдумчивом допросе. Например, о мотивах, о том, где набрался идей и мыслей, и возможно даже - где почерпнул сам способ совершения теракта или кто ему ненавязчиво его подсказал. Живой террорист на допросе, гораздо полезнее, чем убитый героической женщиной-полицейским...
Конечно, если гражданин сознательный и наблюдательный, то он и без всякого статуса агента просигнализирует о подозрительных наблюдениях куда надо. Но агент - обязан это делать постоянно, плюс за вознаграждение, и кроме того - его можно ориентировать на выявление конкретных подозрительных моментов.
Так, что бороться с терроризмом в Европе западные спецслужбы могут только одним способом - созданием огромной агентурной сети, причем не только в самой среде потенциальных террористов, но и среди тех личностей, с которыми потенциально могут контактировать "одиночки". Ведь любой террорист-одиночка ходит по улицам, где-то живет, что-то покупает или арендует. Ибо любое преступление, не исключая террористической направленности - всегда имеет "след" при его подготовке. Главное его вовремя заметить. А для этого у спецслужб должны быть глаза и уши везде, где только можно. И где нельзя - тоже.
Тут важен один главный момент, что если террористов станут "принимать" ДО совершения ими теракта, то это сделает сам терроризм лишенным всякого смысла. Ведь смертью от пуль полицейских потенциально желающих угодить в "рай с девственницами" не испугаешь. Более того, они к этому финалу своего жизненного пути по сути и стремятся. А вот если "акция сорвалась", в раз десятый, двадцатый, сотый, то это как раз в случае с исламистами - способно отбить охоту к подобным устремлениям.
Да, а моралистам и идеалистам, считающим такой подход "неблагородным и не совсем правовым и демократическим" - нужно почаще показывать фото раздавленных женщин и детей на набережной Ниццы, или расстрелянных мирных жителей Парижа намекая, что при ином подходе к этой актуальной проблеме - на их месте могут оказаться и они сами.
Конечно, есть еще один вариант - пойти израильским путем, научив все взрослое население обращаться с оружием и пускать его в ход незамедлительно при угрозе теракта. Но этот вариант еще более жесткий, и для европейского менталитета не совсем подходящий.
Самое страшное, что случилось именно то, что я предполагал после событий в Париже.
|
</> |