Какие еще тайны хранит Сторожевка?
tamarajer — 16.03.2021— продолжение темы, изложенной ранее в заметке «Троицкая гора — о чем плачет ветер и звонят колокола»
https://tamarajer.livejournal.com/7482.html
Сторожевка — один из исторических районов Минска. Его по праву можно называть сакральным районом Белорусской столицы, хранящим много тайн, сокрытых волею сменяющихся исторических событий в чуть было не исчезнувших 2-ух захоронениях. Одну из этих историй я уже рассказала в заметке: https://tamarajer.livejournal.com/7482.html О втором, более позднем захоронении, возникшем в 1915-ом году, попытаюсь коротко рассказать.
Во многом мне помогали старожилы этого района, а также находила сведения в разных других источниках и вот что из этого вышло:
Весной 1996 года, между двумя улицами, Червякова и Старовиленским трактом, по причине ветхости был ликвидирован Сторожевский Птичий рынок.
На этом и следующих двух снимках можно визуально прочувствовать размеры этого Птичьего рынка, с лихвой прихватив взглядом площадки, занятые построенными жилыми домами, а так же и качественные широкие дороги:
Улица Старовиленский тракт.
Вид на поле Мемориала со стороны Старовиленского тракта.
Со стороны улицы Червякова.
Между двумя этими домами улица Червякова перекрыта, направо проезд на Старовиленский тракт.
Возвращаюсь к теме о сносе рынка: на его месте оперативно начали разбивать сквер, что повлекло за собой обнаружение человеческих останков. В печати начала просачиваться информация о подключении к изучению этого вопроса волонтеров. Последовавшие вслед за этим раскопки и изучение архивов подтвердили предположение о том, что в этом месте, действительно было Братское военное кладбище времен Первой мировой войны, сведения о существовании которого были подтверждены архивными находками.
Известный факт из истории: всего в 100 км от Минска, в районе небольшого города Сморгонь, 810 дней и ночей проходила линия жестокого противостояния российских, с одной стороны, и германских и австро-венгерских войск — с другой. Сморгонь превратилась для немцев во второй Верден. Город был полностью разрушен. В Минск потянулись беженцы: гражданское население, обозы раненых.
В Минске организовывались военные лазареты, раненые умирали. Территорию между двумя улицами, теперешней Червякова и Старовиленским трактом превратили в кладбище — обнесли деревянным забором, в центре соорудили небольшую часовню. Хоронили с почестями, в отдельных гробах, указывая все данные умершего воина. Благодаря этому, стали известны 2468 фамилий. Первое захоронение датируется 26 августа 1915 года. Всего за период с 1915 по 1917 годы было захоронено около 5 тысяч умерших воинов. Официально Братским кладбище было названо в честь Воинского Братства. После Октябрьской революции кладбище было заброшено — с таким неуважением коммунисты отнеслись к Первой Мировой войне.
А в годы Великой Отечественной войны, на заброшенном кладбище, фашисты организовали концентрационный лагерь военнопленных. Эти, более близкие к нам по времени события, зафиксированы документально и в воспоминаниях очевидцев тех страшных лет: до наших дней дожили многие из тех, кто в годы войны были уже достаточно большими детьми...
По окончании войны, совершенно спонтанно, на месте концентрационного лагеря образовался Птичий рынок, где продавали не только птиц, но и всякую домашнюю живность.
Вот так и раскрылась еще одна сакральная историко-культурная ценность этого района Белорусской столицы. Вместо предполагаемого сквера в память о погибших воинах в годы Первой мировой войны, был воссоздан Мемориал: в центре главной аллеи кладбища была построена часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
У часовни, на гранитных постаментах, имена похороненных здесь солдат. В часовне захоронены три неизвестных солдата русской императорской армии. При захоронении Митрополит Минский и Слуцкий Филарет выполнил чин освящения. Я часто захожу на это кладбище и читаю имена захороненных — это вся огромная Россия.
Благодарность волонтерам, сумевшим вовремя подключиться к созданию Мемориала памяти на этом священном месте. Жилая застройка вплотную подступила к захоронениям — ведь около пяти тысяч индивидуально сделанных захоронений требуют значительно большей площади, чем та, которая занята под Мемориал теперь.
О тех, чьи останки были обнаружены во время раскопок и о тех, кто не обнаружен, плачет ветер и звонят колокола на Троицкой горе — слышно, это здесь рядом..