“Какие бесстыдные нравы сейчас пошли! Не то что раньше” - Паисий Святогорец
picturehistory — 07.10.202430 лет назад умер («отошёл го Господу», как принято в этой среде выражаться) знаменитый греческий православный «старец», после официально признанный святым - Паисий Святогорец:
Он не был «анахоретом сирийским», вроде тех, что замуровывали себя в келье, физически отрезая от «мира». К нему многие ехали, иногда целыми автобусами — кто за советом, кто просто чтобы поглазеть на знаменитость. Поэтому осталось много записей о беседах с ним.
Я эти записи читал с большим интересом — ведь старец родился в 1924 году, когда мир был совсем-совсем другим, когда — по крайней мере в таких аграрных бедных странах, каковой была тогдашняя Греция — ещё существовало то самое «традиционное общество», «традиционные семейные ценности» которого сейчас вылезли на повестку дня. Зафиксированные высказывания старца могли бы стать хорошим материалом для исследователя, изучающего «историю нравов и морали». Вот например (кстати, это хорошо показывает, что в современном обществе распространено «потребительское» отношение к христианству, как к своего рода «колдунам»: заболел человек, ну мы и попросим православного «старца» о нём помолиться; авось поможет):
А теперь посмотрите на некоторых его сверстников — до чего только они ни доходят! Как-то раз ко мне в каливу пришел один юноша со своим дядей и попросил: “Помолись об одной девушке. Она сломала позвоночник в автомобильной аварии. За рулем был ее отец, он задремал и во что-то врезался — сам насмерть, а она покалечилась. Погоди, я дам тебе ее фотографию.” — “Да не надо,” — говорю. Но он очень хотел, чтобы я на нее посмотрел. Ну что же, уступая его настойчивости, беру я фотографию и вижу девицу, развалившуюся на полу, между двух парней, которые держат её с разных сторон! “Кем же она ему приходится?” — спрашиваю я юношу, указывая на одного. “Подружкой,” — отвечает. “А другому? Он что, собирается на ней жениться?” — “Нет, —говорит, — они просто встречаются.” — “Не сердись на детей, — говорит мне его дядя, — что с ними поделать, такова нынешняя молодежь.” — “Молиться-то я буду, — подумал я про себя, — не о том, чтобы исцелился ее позвоночник, а о том, чтобы исцелилась ее голова, в придачу с твоей головой, пропащий ты человек!” Куда же подевалось приличие ? Дядя должен был как следует выругать своего племянника! “Духовная” молодежь!.. Иметь духовника и докатиться до такого! Да даже если бы кто-то из тех парней на фотографии и собирался жениться на этой несчастной, то все равно недопустимо, чтобы девушка была так распластана между двух парней! И зачем было показывать эту фотографию мне? Этот молодой человек даже не подумал, что это нехорошо. Мне-то оно не повредит, но ведь это же нехорошо! Какие семьи создаст эта молодежь? Да просветит ее Бог, чтобы она опомнилась.
Прочитать такое — всё равно что слетать на «машине времени» в 1930-е годы и понаблюдать за нравами «традиционного общества». Да — в традиционном обществе (греческом, русском, турецком, французском — любом) было недопустимо, чтобы «девушка была так распластана между двух парней». Во время юности старца за такое, пожалуй, и побить могли. Камнями бы не закидали, не Афганистан всё-таки; но могли быть неприятности.
Ну, а за время долгой жизни старца произошли:
- вторая мировая;
- гражданская война в Греции;
- быстрая индустриализация и урбанизация этой некогда чисто аграрной страны;
- изобретение оральных контрацептивов;
- 60-е годы с проникновением идей «сексуальной революции», рок-музыки и проч.;
- диктатура «чёрных полковников»;
- последующая демократизация;
- интеграция в Европу
И каждое из этих (и ещё многих других) событий наносило свой удар по хребту «традиционных ценностей». К концу жизни старца от них, этих ценностей, мало что и осталось. То фото, которое его так возмутило, было по современным меркам вполне невинным; посмотрел бы он, как в городе женщины одеты…
Это всё — греческий материал; но в России последние 100 лет происходило что-то очень близкое. И с тем же финалом — следы «традиционных семейных ценностей» приходится искать в современном обществе буквально с микроскопом.