Как зомбируют наших детей: «рэп-батлы» – суррогат традиционной культуры
vasya_kotik — 18.10.2017 "Антихайп", "Слава КПСС", "Оксимирон", "рэп-батл" - даже представтиели старшего поколения, пользующиеся интернетом, наверняка слышали эти новомодные слова. Но мало кто знает, что стоит за ними на самом деле.Культура так называемых "рэп-батлов" пришла в Россию из-за рубежа. Изначально баттлы представляли из себя своеобразные словесные дуэли, в которых исполнители пытались "уделать" друг друга, ловко рифмуя строки с оскорблениями оппонентов. Нет нужды напоминать о том, что рэп - направление маргинальное; оно образовалось в криминогенной афроамериканской среде, а потому участники таких поединков активно использовали не только сленг и жаргон, но и бранную ругань. Короче говоря, если упростить, то рэп-баттл - это ссора между двумя неграми, которые оскорбляют друг друга в рифму.
Впрочем, если говорить о баттлах в России, то стоит заметить, что и рифмами их участники зачастую пренебрегают.
К нам это веяние пришло в начале 10-х годов. По сути ничего не изменилось. Рэп-баттл в России - это те же беспричинные, слабо срифмованные оскорбления под дешевый бит. Обычно такие мероприятия проводятся в закрытых клубах (видимо, чтобы не было проблем с полицией) в сопровождении большого количества зрителей, которые распивают алкоголь и раззадоривают участников кричалками, зачастую также бранными.
Но почему же батлы стали так популярны в России? Для начала я приведу мнение эксперта, а затем поделюсь с вами собственными мыслями.
Психолог Александра Фокина в интервью "МК" отмечает:
«Сейчас повально молодые люди до 30 лет и старше откладывают принятие серьезных решений. Получают одно образование за другим, путешествуют, живут без штампа в паспорте. Неповзрослевшие подростки - основная аудитория батлов. У поклонников этого жанра не решены главные психологические проблемы: самоопределения, нахождения себя в кругу сверстников, овладения мирными способами выражения агрессии».
Я не могу не согласиться с этой точкой зрения, но хотел бы добавить от себя еще несколько пунктов.
Во-первых, баттлы популярны из-за полного отсутствия "порога вхождения". Практически любое направление художественной культуры требует минимальной подготовки - знания языка, истории, контекста, еще чего-нибудь. А вот рэп-баттлы не требуют ничего: за бранной ссорой двух человек, которые говорят на понятном уличном языке, может наблюдать кто угодно.
Во-вторых, баттлы легко повторимы. Любую сценку из них можно разыграть в школьном коридоре, внеся что-то свое. Для того, чтобы срифмовать два ругательства, не обязательно даже школу заканчивать.
В-третьих, организаторы баттлов умело подогревают интерес к ним. Делают заранее красивые анонсы, в течении долгого времени не разглашают результаты уже прошедшего состязания, иными слвоами всячески усиливают шумиху.
В-четвертых, некоторые исполнители, ориентированные на публику чуть постарше, пытаются представить себя как "элитарных" баттлеров - вставляют в свои речи отсылки к произведениям культуры и искусства, к каким-нибудь малоизвестным историческим событиям. Особенно любит прибегать к этому приему исполнитель Оксимирон - в недавнем батле он, например, использовал слово "парадигма" и рассказал о том, что недавно прочитал книгу "Тысячеликий герой" - пособие по сравнительной мифологии американского ученого Кэмпбелла. Возможно, небольшая часть его слушателей знает значение слова "парадигма", но отсылка к научному труду, который изначально предназначен для специалистов, а не для широкой публики - явный пример пустого хвастовства.
Что можно сказать в заключении? Мне кажется, что баттлы - это пустая трата времени, суррогат массовой культуры. Его популярность среди молодежи пугает, но давайте говорить на чистоту: "Дом-2" тоже смотрят миллионы домохозяек. Во все времена существовал спрос на подобный низкопробный продукт. Бить панику не стоит, но если ваши дети увлеклись рэп-баттлами, то следует подумать о том, почему они среди всего прочего предпочли именно их.
|
</> |