Как заваливали в совке

топ 100 блогов sapojnik16.11.2014История Прекрасный рассказ о том, как заваливали людей "с подозрением на еврейство" у нас в МГУ на мехмате. Описывается ровно тот период, когда я сам учился в университете, и у меня была масса друзей с мехмата. Могу засвидетельствовать - все было именно так, да, собственно, и не только на мехмате. До сих пор помню, как у нас на факультете психологии в 1984 г. вывесили финальный список принятых после вступительных экзаменов - список первого курса, почему-то с указанием не только ФИО, но и национальности. Из 100 человек "еврей" оказалась ровно одна - Анька Ходош. Блюли, стало быть, процентную норму!

Вообще, конечно, гнусность удивительная. Про эти истории с "заваливанием" мне и мама рассказывала - такое бывало и в ее МИФИ. Рассказывала, и ее буквально трясло от ярости.
Одна из очень неприятных родовых черт совка.

"Он вел себя довольно агрессивно, и его манера резко отличалась от того, как другие экзаменаторы разговаривали с абитуриентами. Кроме того, другие экзаменаторы никогда не задавали вопросы, прежде чем абитуриент полностью не ответит на вопросы билета. Я ответил:

- Окружность – это точки плоскости, равноудаленные от данной точки. (Это было стандартное определение.)

- Неверно!- весело объявил экзаменатор.

Как это может быть неверным? Он помолчал несколько секунд, а затем сказал:

- Это все точки плоскости, равноудаленные от данной точки.

Это прозвучало так, будто мы занимались синтаксическим разбором предложения. Но это было только начало.

- Хорошо,- сказал он. - Дайте определение треугольника.

После того, как я дал определение треугольника, он обдумал его, несомненно, пытаясь найти в нем то, к чему он мог бы придраться, а потом продолжил: «А каково определение окружности, вписанной в треугольник?»Это привело нас к определению касательной, затем к определению прямой и ко многим другим определениям, и вскоре он уже спрашивал меня о пятом постулате Эвклида о параллельных прямых, который даже не входит в школьную программу! Мы говорили о вещах, которые не имели ни малейшего отношения к вопросам билета и которые выходили далеко за рамки того, что я должен был знать. К каждому слову, которое я произносил, задавались дополнительные вопросы. Каждому понятию я должен был дать определение, и если в этом определении звучало другое понятие, ему я тоже должен был дать определение.

Нет никакой необходимости говорить о том, что если бы моя фамилия была Иванов, то мне никто не стал бы задавать всех этих вопросов. Оглядываясь назад, я понимаю, что с моей стороны самым благоразумным в той ситуации было бы протестовать против такого допроса с самого начала и сказать экзаменаторам, что они отклоняются от темы. Но сейчас легко так говорить. Тогда мне было всего 16 лет, а эти люди были почти на 30 лет меня старше. Они были членами приемной комиссии в Московском государственном университете, поэтому я чувствовал, что я обязан отвечать на их вопросы.

Спустя час нашей беседы мы перешли ко второму вопросу моего билета. К тому моменту все остальные абитуриенты уже ушли, и аудитория опустела. Очевидно, я оказался единственным абитуриентом, которому необходимо было уделить «особое внимание». Мне кажется, они старались так распределять абитуриентов-евреев, чтобы в аудитории их было не больше одного-двух человек. В ответе на второй вопрос мне нужно было только написать формулу производной отношения двух функций. На этот раз я не должен был приводить никаких определений или доказательств. В вопросе было четко сказано «только формула». Но, естественно, экзаменаторы настаивали на том, чтобы я рассказал им целую главу книги по математическому анализу.

«Дайте определение производной».

В стандартном определении, которое я дал, упоминалось понятие предела.

«Дайте определение предела».

Потом «Что такое функция?» и все началось сначала.

В одной своей статье в журнале Notices of the American Mathematical Society, посвященной дискриминации на вступительных экзаменах в МГУ, математик и преподаватель Марк Сол (Mark Saul) приводит мою историю в качестве примера. Он сравнил мой экзамен с «допросом Красной королевой Алисы» из «Алисы в стране чудес». Я знал ответы на вопросы, но в этой игре, в которой все мои слова обращались против меня, я не мог одержать победу.

Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20121111/202009718.html#ixzz3JGAa4N9k

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
— Максим, на этой неделе Россия отпраздновала День защитника Отечества. И, кажется, что именно сейчас само выражение «защищать Отечество» впервые за добрый десяток лет перестало быть фигурой речи, учитывая военные действия в Сирии, уровень наших отношений с западным миром... — Честно го ...
Наше повествование в прошлой серии оборвалось на трагической ноте поражения независимой передней подвески (а также много чего другого) в борьбе со слабоумием и Костромским бездорожьем... 1. Раздатку чинит Саня, лебедку чинить уже не обязательно, а вот со шрусом есть определ ...
1904. Московское коммерческое училище. Часть 1 01. Воспитанники в дортуаре 02. Воспитанники Московского коммерческого училища возле музея П. И. Щукина 03. Воспитанники Московского коммерческого училища на экскурсии в Зоологическом саду 04. Гимнастический праздник 05. ...
Расстрига РПЦ не остался без паствы. Константинопольский патриархат восстановил сан священника Иоанна Коваля. Русской православной церковью Коваль лишён сана за самовольное изменение текста ежедневной молитвы. Синод Константинопольского патриархата постановил, что решение РПЦ было ...
А ты знаешь, что в мире война идёт? Я пишу: «Вот, пеку пирог и варю компот». В комментариях мне отвечают: — Вот! У тебя, значит, мирная жизнь, компот, А ты знаешь, что в мире война идет? Я пишу: «Посмотрите, вот это — кот. Он смешной и ужасно себя ведет...» В комментариях мне ...