
Как заставить богатых работать?

А теперь серьезно. Предприниматели – это самая организованная часть общества. Именно они способны создать самую эффективную и мобильную модель управления в случае, если от этого прямо зависит их уровень доходов. Посмотрите, какие ловкие и остроумные ходы придумывают отечественные и западные бизнесмены, чтобы обойти годовой запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, который ввела Россия в отношении США и ЕС. В начале сентября Норвегия ВНЕЗАПНО утроила поставки лосося в Белоруссию. Скандинавские СМИ пишут, что рыба, поступившая в Батьколяндию, получает другой таможенный код после переработки. Следовательно, она может быть отправлена в Россию.
Возникает логичный вопрос: как заставить организаторский талант бизнеса работать в интересах страны или хотя бы в интересах отдельно взятых городов? Как сделать так, чтобы предприниматели не воспринимали бюджет как дойную корову, чтобы они шли на взаимовыгодные сделки с местными властями и вкладывались в проекты федерального и городского значения?
Рассмотрю вопрос на примере Москвы – города, где вопрос взаимодействия властей и бизнеса особенно актуален - учитывая тот факт, что столица по-прежнему остается финансовым центром России №1. Московские власти придумали достаточно оригинальный способ сотрудничать с предпринимателями на взаимовыгодных условиях и получать от них профит в виде внебюджетных инвестиций. Объясняю на пальцах, как работает эта схема.
Не так давно представители новой команды столичного руководства (сформировавшейся после отставки Лужкова) объявили о своей готовности пойти навстречу инвесторам и предоставить им серьезные бонусы. Стартовала большая программа по искоренению ненужного бюрократизма. Так, еще совсем недавно в Москве было более 200 административных процедур в строительстве, сейчас их осталось уже 134, при этом работа над сокращением списка продолжается. Еще одним важным этапом в борьбе против волокиты и произвола чиновников стал перевод всех строительных госуслуг в электронный вид. В мире существуют всего два города, внедривших это инновационное решение – это Москва и Сингапур.

Взамен предоставленных льгот власть хочет от бизнеса, чтобы он принимал более активное участие в крупных градостроительных проектах. Хороший пример этого симбиоза – реконструкция МКАДа. Один из вариантов сотрудничества: город дает инвесторам земельные участки, а они строят городскую инфраструктуру, примыкающую к кольцевой дороге.
Еще один сценарий развитий событий касается уже отстроенных торгово-развлекательных центров, которые часто становятся катализаторами многокилометровых пробок на МКАДе. Вчера столичные власти объявили о своем намерении закрыть 20-30 съездов на кольцевой автодороге. Заместитель мэра Марат Хуснуллин заявил, что они представляют опасность для участников дорожного движения и их нельзя реконструировать. Чтобы в результате реконструкции торговые центры не остались «отрезанными» от мира, нужно строить новые съезды и разгонные полосы. В их строительстве примут участие инвесторы – владельцы крупных ТРЦ типа «Мега» и «Крокус сити», заинтересованные в дополнительном притоке посетителей и в отсутствии пробок, отпугивающих покупателей.

Чем меньше денег будет потрачено на строительство дорог, примыкающих к крупным торгово-развлекательным центрам, из бюджета, тем больше средств останется в дорожном фонде, а, следовательно, тем больше средств могут быть вложены в реализацию других крупных инфраструктурных проектов – например, в строительство метро.
Настоящий русский бизнес – он не про проституток в Куршавеле. Предприниматели – это очень организованная сила, с которой надо уметь работать и уметь направлять ее энергию в нужное русло. Это и есть нормальное понимание термина «взаимовыгодное сотрудничество». А заграничные футбольные клубы и яхты оставьте прохоровам и абрамовичам.
|
</> |
