Как за счет русских строили образование в Средней Азии

После революции Общество продолжило работу. Но в городе взял власть местный совет. Он внес в проект свои поправки и форсировал работу. Поэтому "Туркестанский народный университет" стремительно открыли в апреле 1918, а к занятиям приступили посреди лета. Вступительные экзамены отменили, должности преподавателей объявили выборными. От преподавателей не требовали образования - важнее было изложение политических взглядов и рекомендации. Программу не успели составить, и просто организовали курсы. Образовались более сорока курсов, от черчения до сапожного дела. В "университет" пошли неграмотные и дети. В начальные курсы включали микробиологию, категорический императив Канта, а также "как садить растения и доить корову". Занятия прерывали митингами и выборами преподавателей. А в 1919 часть преподавателей и студентов репрессировали по подозрению в участии в недавнем восстании.
"Университет" не получился, и интеллигенция начала его покидать. Один из организаторов, академик Бартольд, писал что создание ТНУ смогло лишь затормозить создание настоящего университета. Но идею не бросили, и в 1920 вырванный из Москвы десант профессоров разогнал курсы, составил программу, вернуть требования к абитуриентам и превратил ТНУ в университет, позже ставший ТашГУ. Но служил университет не русским. При университете был открыт рабфак для подготовки этнических кадров, а с конца 20-х узбеков со средним образованием стали набирать без экзаменов. Русских принимали только по экзаменам. 90% преподавателей оставались русскими, но 92% учебных работ университета принудительно выходили на узбекском. Идейный контроль был в руках узбекских органов власти. К 1932 число русских студентов стало меньше узбекских.
С 1927 на базе ТашГУ стали открываться университеты в остальных городах Средней Азии. Методы были те же - русские преподаватели, научные работы на местных языках, приоритет среднеазиатам. К концу СССР цель была выполнена - число узбекских студентов в ТашГУ более чем в три раза превзошло число русских. А дальше - независимость и гонения. Показательна судьба главы "поезда науки", выдающегося востоковеда Александра Шмидта. Он создал для советской власти образование в Центральной Азии, и она его отблагодарила - затравила и уволила. В 1938 году он, с трудом устроившись в ташкентскую библиотеку консультантом, получил обморожение из-за нехватки дров, заболел и умер.
Поэтому нужно иногда вспоминать, какой ценой СССР дал образование дедушкам нынешних мигрантов. Эту цену уплатили мы, эти ресурсы и этих ученых отняли у нашего народа - а потом бездарно растратили. - https://t.me/tsarkrest/12124
ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756
|
</> |