Как я записывала подкаст: пилот или почему вышло так, как вышло

топ 100 блогов toosexytobetrue13.03.2019

На прошлой неделе я записала свой первый подкаст и теперь знаю, как делать не надо. С учетом того, сколько вокруг информационного *овна, я все же выложу этот эфир, хуже не станет.

На кой вам подкаст, мадмуазель?

Подкаст называется too sexy to be true. Иными словами, все не то, что кажется. Внутри каждой Красной шапочки живет волк, а мир полон предубеждений (а иногда даже осуждений), которые срочно требуется разоблачить. Поэтому я зову “в гости” предпринимателей, а они мне рассказывают, как не просто им живется.

И кстати, это очень по духу подходит нашей планете (да-да, я уже давно не живу в иллюзиях, что где-то есть страна, в которой что-то по-другому работает — посмотрите только на Терезу Мей, и как в Великобритании недавно праздновали годовщину “Новичка”).

Пилот

Когда снимают сериалы или телепроекты, то все начинается со съемок пилота, а порой даже нескольких пилотов. Это делается для того, чтобы “пристреляться” к сценарию, протестировать аудиторию и тд. Иногда даже меняют актеров и/или сценарий.

Например, в пилоте сериала Теория Большого Взрыва роль Пенни изначально играла другая актриса. Она выглядела так, как будто она только-что из Лас Вегаса прилетела. А ботаников нельзя пугать настолько развратными образами, так что ее заменили на более милую версию Пенни.

В подкастах все так же. Потому что всегда есть “что я задумала” и “что получилось”, а между ними пропасть.

Подготовка сценария

Если честно, все оказалось намного сложнее, чем я предполагала. Даже написание сценария.

Что собой представляет сценарий для подкаст-интервью? Так как я хз, то пришлось прибегнуть к здравому смыслу:

  • Найти героя для интервью. С учетом того, что это пилот, а я — лошара, то герой должен быть “из своих”. Если позвать какого-нибудь выпендрежника или супер-звезду, и что-то пойдет не так (а оно пойдет), то самооценка впадет в тотальную кому.
  • Определиться с темой разговора и пробрифовать героя. Чтобы он подумал заранее, о чем хочет рассказать и внезапно не начал вещать про свои удачи/неудачи в отношениях, например, а твой подкаст не превратился в радио “Грустняшка”.
  • Написать вопросы. Оказалось, что рандомно написать вопросы нельзя. Необходимо, чтобы они как-то группировались в историю (хронологически или компазиционно — завязка, кульминация и развязка).

Как получилось все три пункта реализовать на практике:

  • Героя я нашла быстро, позвала своего друга и экс-коллегу Лешу Савельева. Мы с ним в 2017 году выступали с музыкой на на одной сцене, дали пару “лаж”, поэтому он во время эфира даже мне помогал.
  • С тематикой оказалось сложнее. Сначала я попросила Лешу написать несколько фактов о себе. Это должно было помочь определить, к чему у него на самом деле лежит душа. Но на деле вышло иначе, так как все факты были из очень разных сфер жизни.
  • Возможно, что именно эти факты сбили меня с истинного пути, ибо вы даже не представляете, сколько я испытала тематических пивотов: мы начали с темы “паблики и каналы в телеграм”, потом были “ускорители заряженных частиц и кто на них зарабатывает”, затем “чем живут гики в Москве”. В итоге в самом эфире оказалось все-таки про паблики и музыку.

Запись и студия (немного задротский раздел)

Мне удалось до самого “эфира” посоветоваться (мега-мерси) со Львом Пикалевым из Подкастерской (http://castpodcast.ru), и он дал мне дельных советов с минимальными заморочками:

  • Локейшн: Для интервью необходимо находится в привычной для героя обстановке, без стресса. Очень часто такие запись происходит дома у героя или на крайний случай у интервьюера. Но вот у меня дома невозможно записывать из-за постоянного эха (у меня почти нет мебели, поэтому звуковые волны ведут себя как угодно), а у Леша как-то далеко живет, так что мы писались на репетиционной базе.
  • Запись звука: Сколько говорящих, столько и микрофонов. Если два говорящих участника, то запись должна идти на две раздельные дорожки через два микрофона (рис.1).
Рис.1 Сколько человек, столько и аудио-колбасок
Рис.1 Сколько человек, столько и аудио-колбасок

В чем подвох: если писать по-нормальному с двумя микрофонами, то угадайте куда втыкать эти микрофоны? Правильно, во внешнюю звуковую карту. Которой у меня нет. Поэтому у меня в пилоте была одна дорожка.

Как еще можно сделать две “колбаски” без внешней звуковой карты? Писать одну дорожку на комп, а вторую на телефон. Но нормальный микрофон все равно нужен.

А зачем нужны две дорожки? Все это нужно для пост-продакшена. Когда я монтировала запись (и добавляла туда всякие отбивочки), то некоторые эпизоды приходилось вырезать. И иногда это было затруднено тем, что на фоне меня, задющей новый вопрос, Леша смеялся (реакция с предыдущего вопроса, который я как раз-таки вырезала). Если бы было две дорожки — таких проблем бы не было.

Пост-продакшн

Если вы думаете, что самое страшное — это вести интервью в студии, то вы ошибаетесь. Самое страшное — слушать, что записал. И вот топовые косяки:

  • Классика жанра: “эм”, “ииии”, “аа” и прочее. Когда ты выступаешь с презентацией, то ты как-то настраиваешься, фокусируешься, выговариваешь все слова и вообще очень прилично себя ведешь. В случае с интервью предполагается живой разговор с живыми словами-паразитами и проглатываниями букв. Например, мое эпичное “пасиба-пасиба” в конце записи.
  • Оскорбление групп людей: в рамках интервью мы обсуждали название телеграм-канала “Физика для дебилов”. Ну и как-то вышло, что дебилы — это гуманитарии. Понятное дело, что на самом деле мы так не думаем и “дебил” в данном контексте — аллегория доступного объяснения. Но короче, надо фильтровать, что говоришь. :(
  • Акустические и электрические шумы: это перманентное “шшш” в звуковой дорожке. “Шшш” может быть акустическое (то есть от помещения) или электрическое (от хренового микрофона). Его как бы можно убрать, но мы все понимаем, что “шшш” — это звук определенной частоты, поэтому заглушить можно частоту, иногда вместе с голосом.

Что дальше?

  1. Я купила петличку (это такой микрофон, который крепится тебе на воротничок), и теперь у меня два микрофона и я могу сделать две колбаски в новом выпуске.
  2. Так как я внезапно выяснила, что не умею разговаривать, то с 4 апреля я иду заниматься в школу радио ведущих при Останкино. Видимо, про это отдельно напишу.

Я не хочу выдавать действительное за желаемое, пилот получился так себе, поэтому я решила “объясниться”, почему так получилось и посмотреть что будет дальше.

А пилот too sexy to be true можно послушать здесь.

Бест регардс

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Соцсети как источник информации для Генштаба. Нет, конечно, иногда в соцсетях можно найти интересные сведения, но брать явный бред и тиражировать его должно быть просто стыдно. Сегодняшняя новость : Генеральный штаб ВСУ перехватил отчеты командиров российских частей, которые подтвержда ...
В одном из постов у френдов затеялся у меня занимательный диалог о неликвидных женщинах. Нет смысла пересказывать все, но когда я искренне возмутилась тому, что женщина, ввязавшаяся со мной в разговор на вечную тему нытиков "Женщина после 30 ...
Обратилась ко мне какое-то время назад мама 15-детней девочки. Девочка родилась от студенческого бурного романа мамы с однокурсником. Однако вскоре выяснилось, что парень плотно сидит на игле, и не исполнилось дочке и нескольких месяцев, как он ...
По многочисленным просьбам читателей в очередной раз повторяем пост. В России есть только один культ хуже православия - культ Дня победы. Священный трепет, придыхание, особая лексика, слова о памяти, приторная забота о ветеранах - все это ...
Круговая аллея Измайловского парка на один вечер превратилась в самбодром! Яркие краски, зажигательные танцоры, барабанные ритмы и бразильские песни. Не знала, что в Москве проходят фестивали в таком формате. Все начиналась так. Впереди ехал автомобиль, сопровождаемый угрюмыми ...