Как я в музыкальной школе училась

топ 100 блогов eugeniashaffert30.07.2014 Увидела у Дины ссылку на фрагменты воспоминаний людей, которые учились в детстве в музыкальной школе: http://booknik.ru/today/stories/k-xromoj-elize/. Захотела и свои написать.

На самом деле очень многие мои знакомые учились в свое время в музыкальной школе. И большинство из них вспоминает об этом, как о подобии каторги, и "как закончил - ни разу за инструмент не садился". Я тоже музыкальную школу не любила и ни разу после её окончания за инструмент не садилась, хотя на самом деле у меня всё не так однозначно: это был очень разный опыт. С одной стороны, есть в нём два момента, которые я ненавижу до сих пор, но при этом есть знакомства и воспоминания, за которые я по сей день благодарна судьбе.

Впрочем, обо всём по порядку.

Я ни разу в жизни не просилась в музыкальную школу. Не то чтобы я хотела или не хотела, мне просто в голову не приходила такая возможность (я не знала о существовании музыкальных школ и всяких там кружков, а вся моя внеклассная деятельность в первом классе ограничивалась регулярными походами в библиотеку). Во втором классе мы с мамой переехали в квартиру с "пианиной", и мама отвела меня в музыкалку. Маму понять можно: у неё от природы отличный музыкальный слух и красивый голос. Но вот учиться в музыкальной школе ей родители не позволили: там уже училась её старшая сестра, регулярно устраивала родителям скандалы, что она больше не может и не будет, так что когда моя мама сказала, что, мол, ей тоже хочется, родители не позволили с мотивировкой: не хватало ещё, чтобы ты нам нервы мотала. Так что мама решила предоставить такую шикарную возможность хотя бы мне.
Совершенно непонятно при этом: мне-то за что? В отличие от мамы у меня напрочь отсутствовал музыкальный слух, был низкий немелодичный голос, не было и намека на музыкальную память. Была и ещё одна проблема: у меня маленькая кисть, даже сейчас у меня рука детского размера: короткие пальцы, маленькая ладошка, вообще ни разу не видела взрослого человека с такой маленькой рукой, как у меня. Взять всё это вместе, прибавить полное отсутствие мотивации и вообще понимания, что это за штука такая - музыкальная школа, сразу понятно, что музыкант из меня - как из Промокашки балерина. Вот меня и отправили... учиться музыке.

Сначала у меня была учительница Марина Алексеевна. Я мало что о ней помню, через полгода она уволилась и у меня появилась новая учительница - Марина Леонидовна. И это моё драгоценное знакомство № 1, мы ведь до сих пор с ней общаемся иногда! Марина Леонидовна переехала в наш город, поскольку её сыну (драгоценное знакомство № 2) пришла пора поступать в консерваторию. Не знаю уж, почему они выбрали Новосибирск, а не Питер, Москву или любую европейскую столицу, таланта ведь у него хватит на все музыкальные столицы мира. Вот её сын пошёл учитья в консерваторию, а она - к нам в школу, преподавать музыку. Она была такая необычная: самобытная, интересная, очень интеллигентная и с хорошим чувством юмора. У неё были необычные традиции. Например, раз в году она собирала дома всех своих учеников, мы ели-пили за большим столом, общались, а потом был концерт: играли мы, играл Дима, сын Марины Леонидовны, это был такой здоровский праздник. Ещё необычным оказалось то, что она случайно оказалась соседкой моей бабушки, той самой, которая спустя пару лет решила вернуться на исторчиескую родину, а квартиру оставила мне. Потом в эту квартиру переехали мы с мамой и стали соседями с Мариной Леонидовной. Это было очень здорово: ходили друг к другу в гости, вместе ходили на концерты в филармонию (от нас пешком можно дойти), когда у них был пожар, они всей семьёй у нас были... Но это всё позже гораздо конечно. Ещё позже мне преподавали музыку тот самый сын Марины Леонидовны и его очень красивая жена Надя (драгоценное нзакомство № 3), она вела ансамбль.

Марине Леонидовне достались разные ученики: хорошие, плохие и я. Я была самой-самой нерадивой. Музыкой надо было заниматься как минимум час в день. Я занималась 5 минут в неделю. Результаты, понятное дело, были соответствующие. Мама переживала и ругалась, а Марина Леонидовна разводила руками. Не нравилось мне на пианино играть, кроме того, у меня напрочь отсутствовала привычка упираться и стараться, если сразу что-то не получалось - я не видела смысла больше этим заниматься. Школьные-то уроки мне запросто давались! И читать я любила, тоже никакого там труда-упорства, а сплошное удовольствие. Впрочем, в какой-то момент, классе в 3-м, я всё же стала более-менее регулярно заниматься, хотя по-прежнему без удовольствия, а скорее из соображений, чтобы не позориться на зачётах и не огорчать маму и учителньицу. Но этюды Черни и инвенции Баха вполне себе разучивала и сдавала зачеты на регулярные "четвёрки".

Были там и другие предметы, про них и вовсе не хочется вспоминать. Взять вот, например, сольфеджио (которое я, впрочем, обычно прогуливала). В самом начале всем сказали сделать "нотный стан" из доски, лески, пуговиц. Мама делала два дня, потом мы его отнесли в музыкальную школу. Там на занятиях пользовались им ровно два раза, потом он где-то в недрах музыкальной школы сгинул. Зачем вот было делать? Ещё мы там слуховые диктанты писали. Я довольно быстро поняла, что каждая мелодия имеет свою математическую закономерность, и писала их не на слух, а следуя логике - ноты выше-ниже я могла оценить, и просто "просчитывала" мелодию. Вообще не интересное было это самое сольфеджио!

Что меня до сих пор угнетает в связи с музыкальной школой, так это две вещи, одна из которых догма, а вторая - ложь. Догма вот какая: надо закончить! Раз начала - надо закончить! Ты столько лет уже проучилась - жалко бросать, надо закончить, чтобы был аттестат! Мне было не жалко и я не понимала, почему вот именно - надо? Мне вообще ни разу это было не надо, только несколько часов в неделю у меня уходило на не самые полезные и отнюдь не интересные для меня занятия. Я думала, что стану старше, тогда пойму скаральный смысл этого "раз начала - надо закончить". Но я так и не поняла, зачем упираться до победного конца в деле, в котором ты явно не успешен. Дело вроде неплохое, полезное для души и общей культуры, но сколько же времени на него убито. Неужели вот это было - "надо"? В общем, сейчас, когда я сама - мама, я никогда не мотивирую для ребенка что-то словами "надо закончить, только потому что уже начал". Подумаешь, начал! Детство слишком короткое, чтобы тратить его не нелюбимые и бесперспективные дела.

Ложь же была вот какая: тебе это обязательно пригодится в жизни! Мне это говорили сотни раз и приводили сотни примеров. Как может пригодиться в жизни очень посредственное умение играть на пианино человеку, музыкально совершенно не одарённому? Разные случаи, говорили, бывают. Ещё мне отвечали, мол, этот аттестат принимают во внимание, когда подаешь документы в вуз. Это, мол, даёт дополнительные плюс и дополнительные баллы абитуриенту. И вот это уже была совершенная ложь, это я выяснила, когда сама стала абитуриентом. В общем, никак мне это в жизни не пригодилось.

Я пыталась как-то сформулировать, была ли какая-то от всего этого польза, кроме вот тех упомянутых долгосрочных и не упомянутых краткосрочных социальных связей, которые мне важны и дороги? Вот не знаю. Я поверхностно знаю историю музыки, знаю биографии ключевых композиторов и кто что сочинял. Я понимаю, чем венские классики отличаются от Шнитке. Я люблю оперу и с удовольствием хожу в Оперный театр и в филармонию тоже. Я научилась слышать фальшивое и плохое пение. Надо ли было для этого непременно посещать музыкальную школу? У меня нет ответа. Может статься, что без неё я бы всего этого не знала.

Тут закономерно встаёт вопрос: будет ли мой ребёнок ходить в музыкальную школу? Судя по всему, Кирилл более одарённый, чем была я когда-то. Он правильно поёт, хорошо интонирует, здорово запоминает мелодии. Вот только есть два "но". Первое - он чрезмерно восприимчив, в младенчестве мне достаточно было включить ему любую скрипичную музыку, чтобы он начал рыдать горько и безутешно. Вообще потом долгое время он не выносил вообще никакой музыки, особенно хорошей - ему банально плохо становилось, вот прям физически. Сейчас это прошло. Но есть ведь второе "но" - у него напрочь отсуствует желание. А я не буду заставлять ребёнка против его желания.
При этом я вовсе не считаю, что ребёнок должен учиться только тому, что он хочет, или что детей не надо заставлять. Увы, надо! И заставляю я порой. Но я совершенно не собираюсь заставлять его тратить часы на развитие тех навыков, которые совершенно бесполезны для взрослого человека-немузыканта (вроде там беглости пальцев и умения читать ноты с листа). Время-то ограничено, и,если уж заставлять, то я выберу для него те навыки, которые ему пригодятся в дальнейшем с куда большей вероятностью: лишний час английского языка, или та же робототехника.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Теперь я понимаю, что интеллектуальная жизнь - жизнь, посвященная эрудиции, научной работе, философии, эстетике, критике, - пленяет нас своей легкостью. Сложность реальной ...
Если украл русский (бурят, чеченец, еврей из СССР, про украинца и белоруса даже не заикаюсь) — то это украл русский. Если украл еврей — то это украл сефард/ашкеназ/мизрахим/хасид/справку купил/эфиоп/испортили мальчика орки/ты антисемит. Вот прям вчера в жизнь мне этот анекдот ...
волосы что-ли отрезать? эх, был бы шанс хоть один к десяти, что мне пойдет стрижка и не будет стоять дыбом, как челка в последний раз - даже и не раздумывала бы... ...
Вытащи свою карту ТАРО Не, конечно разум это хорошо и замечательно! Но следовать строго согласно ему скучновато. На мой взгляд)) Идеальный вариант, когда разум и веления/хотения души и сердца совпадают... Прошу прощения у тех, кто ждал чтение дневников сегодня и в ...
В этом году свое сорокалетие праздную эти замечательные киношедевры: Красные Фильм Уоррена Битти основан на биографии американца Джона Рида, автора книги "Десять дней, которые потрясли мир", рассказывающей о русской революции 1917 г. Журналист и идейный коммунист оказался в ...