«Как я провел этим летом»
volganastya — 06.04.2010 - эта вынесенная в название неверно согласованная фраза одного из героев только выглядит безобидно и, на первый взгляд, незначительно, как и любая другая ошибка, совершенная человеком.Обозначенный прокатчиками жанр триллера привлекает зрителей, но если вы ждете от фильма Алексея Попогребского крови и нагнетающей ужас музыки – вы пришли зря. Сто двадцать четыре минуты я вглядывалась в два мужских лица без слоев пудры, в щетину, в морщины. «Не ври. Не бойся. Не беги», - правила, которые последовательно нарушает молодой стажер полярной станции Паша (Григорий Добрыгин). Всю историю мы видим его глазами, слушая музыку в его плеере и ритм его сердца.
Поначалу атмосфера Севера интригует, от нее так и веет оголтелым романтизмом приключений, хочется попробовать пожить на заброшенной всеми богами станции, сушить рыбу, отправлять на материк загадочные данные, с наслаждением есть по одной конфете в день и складывать фантики в обивку дивана. Но понимаешь, что приключения под силу только в молодости, а начальнику станции Сергею Витальевичу (Сергей Пускепалис), у которого есть жена, сын, жить в таких условиях не по-человечески тяжело. Ты знаешь по голосу всех диспетчеров, откликающихся на позывные, трепетно просишь их отправить жене смску и робко добавляешь, чтобы в конце поставили смайлик. Фильм снимался в течение 3-х летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. Сегодня на станции работает 5 человек. Работает в наше время компьютеров, каждые четыре часа вручную собирая и обрабатывая метеорологические показания.
То, что они столкнутся, ясно сразу. То, что понравившаяся на 60-м Берлинском кинофестивале русская лента будет в духе «Возвращения» Звягинцева и «Острова» Лунгина – тоже. Ждешь и не получаешь прыгающей камеры от Павла Костомарова, оператора «Прогулки», смотришь на диковинные пейзажи Чукотки, казалось бы, застывший навечно полярный день, и даже во время опасного спуска героя по скалам и побега от медведя нет так любимой современными операторами отрывистости. Ждешь нелепой смерти героев либо открытого финала, а получаешь логическое закрытие ходов и мысли не о том, что с ними стало, а о том, почему именно так вышло. В интервью для сайта http://www.openspace.ru/ Алексей Попогребский говорит: «Когда я вернулся, пару месяцев ни с кем не хотел говорить, сидел дома и носа не казал на улицу. Меня трясло — от Москвы, от газет, телевидения и интернета. «Как странно, — думал я, — зачем люди набиваются в эти муравейники с окошечками, живут там, впитывают потоки бесполезной информации?» Это был взгляд марсианина, но, к сожалению или к счастью, это быстро прошло — скоро опять начал метаться, проверять по пятьсот раз электронную почту».
Просыпающийся в состоянии аффекта обостренный инстинкт самосохранения, доводящий до панического страха и желания изощренной мести. Умение стерпеть и простить. История в замкнутом пространстве полярной станции представляется гиперболизированной, при этом оставаясь реалистичной и трогающей за невидимые струны. «Знай себя и будь готов принять решение в сложной ситуации. Готовься к этому всю жизнь. Прижмет — сломаешься или выдержишь? Этот путь каждый должен пройти, служит он в Заполярье или в банке: у офисного планктона тоже есть хребет. Я сам, работая переводчиком, восемь лет относил галстук — но понимал, к чему стремлюсь. Человек отличается от животного тем, что умеет брать на себя ответственность. Сознание — это ощущение себя способным отвечать за собственные действия, все остальное не важно. Даже если поступаешь неправильно — отдавай себе отчет в том, что творишь; рефлексия же — ступор и мучительная буксовка», — талантливо поучает Попогребский своей картиной немногочисленных зрителей, тех, кого влечет в кинотеатр не количество уже полученных фильмом наград и возможность поесть попкорна, а желание чуть больше узнать о самом удивительном и пугающем мире, мире человеческой души.