Как я провалился в -20 под лед, и чем это кончилось


Итак, февраль 2012 года. Зима была похожей на ту, что мы наблюдали в этом году - теплый декабрь, средний январь, морозный февраль.

После пары недель с низкими температурами все сковало льдом, и казалось, что промерзло все очень надежно. Но мы шли гулять по реке Ящере, а на реках лед всегда не так предсказуем, поэтому все же настороженное отношение присутствовало.
Но начиналось все очень хорошо. Потрясающие красоты Лужского леса очаровали меня и моих спутников.


А когда мы спустились по крутому берегу реки Ящеры, то внизу поняли, что оказались в сказке - так здесь было красиво... Окаменевшие отвесные склоны из песчасника , образовавшие Белые Скалы, пещерки в них...



Попробовали лед - держит, надежный, толстый. Гуляли и наслаждались красотами.




И тут я, как исследователь, потерял то, что было у меня, когда приезжал в качестве рыбака. Потому что рыбак держится подальше от подозрительных мест, его цель безопасно дойти до рыбы, поймать ее, и целым вернуться домой. А фотографу надо сделать красивое или интересное фото, и ради этого он готов на все - сунет нос, куда не следует, влезет куда не надо - в общем, многие из вас с этим наверняка знакомы. В общем, заметил я незнакомую пещерку в береговом склоне. Такое примечательное место упустить просто не мог.

"Дай мне свой фотоаппарат, хочу поближе ее сфотографировать не только на мобильник, но и на хорошую камеру" - сказал я своему товарищу Паше. Тот мне дал камеру, и я, вооруженный двумя мобильными телефонами и двумя фотоаппаратами, пошел к пещере.
ЭТО БЫЛА ОШИБКА.
Потому что я забыл, что пещерки - это как правило места выходов на поверхность родников. Они образовались не сами по себе - их сделала вода. И если даже ее не видно, это не значит, что она не идет под землей, впадая там в реку. А где впадает ручей - там лед всегда тонкий, потому что он несет воду более теплую, чем та, что в реке, и подтапливает лед.

Сфотографировал, подойдя сбоку. А обратно пошел по прямой.

Мои ноги неожиданно провалились куда-то в пустоту. Как сломался лед, я даже не заметил, так быстро и легко это произошло. Внезапно я обнаружил, что стремительно нырнул по шею в воду.
(Несчастный фотоаппарат продолжал снимать и под водой)

Как-то автоматически выпрыгнул из воды на лед обратно, схватившись руками за лед, а потом закинув ногу, чтоб снизить давление на лед. Друзья кинулись ко мне на помощь, но я крикнул им бежать назад, иначе бы мы искупались уже втроем. Выполз на лед, покатился бревнышком, и лишь через несколько метров от опасного места рискнул встать на ноги.
С одеждой было все уже ясно - она мокрая, как и весь я, тут терять нечего, и спасать нечего. Первым делом кинулся спасать мобильные телефоны и фотоаппараты. На мокрую нокию успел сфотографировать место провала, а потом вынул из нее аккумулятор, то же сделали и с остальной техникой.

А вот потом настало время задуматься, что же делать дальше. Паники у меня не было - зимой купался регулярно, в прорубях и открытой воде. Но все-таки был сильный мороз, -20, а до машины идти целых полчаса. Хотелось дойти до машины поскорее, а через лес, да еще карабкаясь вверх по склону - это долго... Пошли по льду реки, думали, что так будет быстрее. Как потом оказалось, это была ошибка - река делала много петель, расстояние оказалось большим, да еще по льду шли не очень быстро, так как боялись провалиться снова, я щупал палкой лед везде, хотя родников уже не было. В итоге у машины мы оказались лишь через полчаса. За это время одежда на мне, пропитанная водой, превратилась в лед. Штаны совершенно окаменели, штанины были прямые, как трубы, их можно было ставить вертикально на землю.

Теперь надо было принимать спасательные меры. У меня в машине с собой был запасной теплый свитер, а также пара теплых носков. У Паши оказались тренировочные штаны. И еще были чьи-то валенки в багажнике. Этого было достаточно - с тела я снял все мокрое, что касалось кожи, надел штаны, носки, свитер, поверх них - окаменевшие ледяные штаны и куртку, а на ноги валенки, которые были мне совсем не по размеру, но намного лучше, чем мокрые сапоги. Включили печку в салоне. Теплый воздух сделал хорошее дело - через некоторое время лед со штанов испарился, не переходя в жидкую фазу. Через полчаса я полностью пришел в себя, и мы смогли еще дойти до Борщовских пещер, так как мое состояние не внушало никаких опасений.

В итоге: я не заболел, даже не простудился. Вся техника осталась жива. Но мне - повезло! Штаны и валенки , которые были случайно в машине + то, что я догадался взять свитер и носки. Раньше я их не брал. Кроме того, после провала я непрерывно двигался, пока шли к машине, поэтому не замерз.
После этого случая я сделал выводы, которые потом мне не раз пригождались:
1.Река опасна всегда, лед на ней не надежен, особенно у берега. Надо быть постоянно осторожным, к пещеркам не приближаться. Избегать камышей, камней, трещин, вмерзших бревен, любых подозрительных объектов.
2.С собой обязательно иметь комплект из двух пар сухих носков (вторая пара является прокладкой между первой и мокрым сапогом, если нет запасной обуви), а также теплого свитера. Все это должно быть в герметичном пакете, на случай, если провалились с рюкзаком.
3.Печка в машине бывает далеко не всегда,полезно иметь при себе химические грелки,которые можно засунуть в штанины и рукава. Стоят они недорого, около 30-40 рублей за пакетик.
4.После провала под лед надо обязательно непрерывно двигаться, чем больше, тем лучше. Кровь должна ходить по телу, чтоб снизить риск обморожения.
5.Закаливание с помощью купания в проруби раз в месяц - сильно повышает шансы не заболеть.
-----------
Страница нашего туристического клуба в Петербурге: https://vk.com/club17791063
|
</> |
https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.