Как я определяю художественную ценность книги Книги Своей Души. (ещё немного о системности в чтении)

топ 100 блогов chto_chitat01.11.2014 Сначала предыстория. В доинтернетную эпоху я наивно полагала, что люди не читают то, что им неинтересно. Ну потому что – зачем, когда есть море интересного для каждого. Конечно, есть случаи, когда читать надо по делу или принципиально, но если цель – просто почитать хорошую книгу, человек не будет браться за то, что скучно, нудно, плохо, невыразительно и слабо написано.
Однако, я пришла в сеть, и стала повсеместно встречать выражения:  «еле дочитала из последних сил», «надо дочитать,  вымучиваю вторую половину» «скучно ужасно, но надо дочитать» – в общем, налицо была тема насилия над собой, как над читателем. На мои удивления, зачем так мучиться, мне отвечали, что вот уже прочитана половина или треть - и жалко бросать. И тут у меня вставал вопрос, а зачем было ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ эту нудную и неинтересную книгу? Ответ был – а как я узнаю, какая эта книга. Надо же её начать читать…
Мне стало интересно, почему у меня не бывает насилий. Почему я никогда просто даже не НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ неинтересных – то есть, для меня слабых в литературном отношении книг.
Оказалось, прежде чем обрести книгу для чтения, я её определённым образом сканирую – в результате отсеивается только качественная литература. Ну, в моём понимании качественная - для меня.
И я вытащила этот алгоритм отсева на свет, разложила всё по полочкам, получилась подробная статья. Практически инструкция на многабукав. И сейчас эти многабукав под катом.
Итак, как я определяю Книгу Своей Души, стоя перед книжными полками. Я беру в руки книгу - сканирование пошло:
1. Визуальные и тактильные впечатления.
 Цвет обложки, характер и стиль рисунка или его отсутствие, даже то, как обрезан рисунок - это первые ласточки, которые пойдут в копилку. Вес книги, её удобство в руке, гладкость или шероховатость, солидность или легковесность - всё это сканируется за короткие секунды, пока я беру том в руки, чтобы пролистать. И какие-то неясные впечатления уже сложены. Дальше они будут либо подтверждаться, либо опровергаться.
2. Жанр.
  Жанр мы узнаём из сопроводительной статьи. Приличное издание сочтёт своим долгом упомянуть рядом с жанром и тему. То есть, я узнаю, в какое время происходит действие, и героев именно какого социального слоя предстоит увидеть. И если роман, например, глубоко исторический, а мне в настоящий момент не хочется лезть в историю - я его откладываю сразу, а если тема мне интересна - приступаю к дальнейшему сканированию.
3. Язык.
Язык - основной скан, главнейший. Если язык плохой, я не буду читать даже за деньги. Распахиваю книгу где-то в середине. Почему не вначале. Потому что частый авторский приём - схватить внимание читателя с первых строчек. Со времён Чернышевского, который пытался усыпить бдительность жандармов, авторы пытаются задать в начале своего детища динамику и интригу. Поэтому - начало пропускаем, чтобы интригой не испортить чистоту эксперимента. Нам нужен язык - и больше ничего на этой стадии. Итак, иду в середину и быстро проглядываю несколько  страниц, задерживаясь на нескольких китах, которые дают возможность оценить язык как важнейший инструмент художественного произведения. Киты – это: пейзаж, портрет, диалог, любовные сцены и детали.
Пейзаж. Помимо собственно мастерства описания природы, пейзаж даёт ещё быстрое представление о длиннотах текста в целом. Подробный пейзаж - значит, будут встречаться скучноватые нудноватые страницы в любых описаниях. Отсутствие пейзажей может означать, что автор не обладает образным видением возможно вообще. Либо жанр не предполагает использования пейзажа, как выразительного средства. Где-то я могу этим пренебречь. Но минус в скане всё-таки зависнет. Краткие, ёмкие описания, - кстати, не обязательно пейзажа, можно просто погоды или интерьера - это уже намёк на мастерство. Например, когда я прочитала у Токаревой: "Какая красивая осень. Берёзы нежные, ели значительные" - то мне уже этого одного предложения хватило, чтобы идти с книгой к кассе.
Портрет. Даёт понятие о том, как автор относится к героям. Любит он их или в погоне за славой плодит клонов, к которым ничего не чувствует. Поэтому я выкапываю пару портретов или хоть просто упоминание о внешности или личности персонажа. И если я обнаружу частое упоминание о гнилых зубах (как когда-то в "Царь-рыбе"), зацикливание на безобразных чертах - какой-нибудь трясущейся бородавке или вообще малоэстетичном - то автор рискует потерять читателя в моём лице. Я считаю героев произведения детьми автора. Поэтому портрет героев - для меня это эстетический образ самого автора. Об эстетике ниже. А сейчас я должна встретить что-то проникновенное, трогающее в этих ликах – любой штрих, говорящий, что персонаж выстрадан и рождён с любовью и болью.
Сцены любви. По большому счёту, для меня это вообще исчерпывающий тест. По нему можно определить вообще всю ценность книги - и не только языковую, но и мировоззренческую. Так что этот пункт нужно было бы поставить первым. Но тогда уже не придётся говорить ни о чём другом - это раз, и потом всё-таки нельзя грешить против истины - есть произведения, обходящиеся без них. Короче, если нас на этой стадии устроит «нефритовый жезл» или "он вошёл в меня, прошёл меня и вышел через меня в туалет", то идём дальше. Меня лично эти входы-выходы не устраивают, поэтому после таких описаний с автором могу проститься.
Диалоги. Диалоги дают представление о динамике авторской речи. Умеет ли он замедлять или убыстрять скорость, понимает ли он, что такое ритм фразы, музыкальность и тональность. Нет, всё это можно схватить и в описаниях, и кое-что уже схвачено, просто диалоги обнажают эти моменты исключительно явно. Плюс дают представление  о том, как владеет автор речевой характеристикой героев. Например, если вы при быстром невнимательном чтении, не зная итога разговора, быстро поняли, что один из разговаривающих пьяненький дворник 60 лет, а второй - десятилетний пятиклассник-отличник, значит, автор блестяще владеет мастерством речевой характеристики. Значит, мы его купим и почитаем. И будем почитать )))
Деталь. Умение использовать деталь, как художественное средство. Оброненный платок с монограммой, зелёный пояс на розовом платье, банка пива на скамейке, или отвратительные жёлтые цветы в руках, или локон, просвеченный солнцем - всё это мы обнаружили ненавязчиво на своих местах и оценили. Или не обнаружили. И огорчились.

В принципе, для того, чтобы оценить язык, просмотрено достаточно, и у нас в голове сложились общие представления о качестве языка. Мы увидели либо богатую, колоритную речь, образность и афористичность, либо увидели тривиальные описания без деталей, с одними действиями. Возможно, ещё мы обнаружили штампы. Банальную фразеологию, заезженные фигуры речи. Ещё мы отметили синтаксис: отсутствие сложных предложений, вводных конструкций, деепричастных оборотов и прочие приметы скудного письма. Или наоборот – обнаружили изобилие деепричастных оборотов и вводных конструкций, в которых легко заблудиться и соскучиться – и мы уже и заблудились и соскучились.
 
4. Эстетика.
 Для меня это примета литературы последних 20 лет. Раньше такого пункта у меня бы не было, а сейчас  приходится держать ухо востро. Не успеешь оглянуться - как половине героев автор выпустил кишки, а вторая половина хрипит в агонии. Конечно, настоящие эстеты начнут на это ворохами приводить подобное из Шишкова, Шолохова и всех Толстых, но я знаю цену подобному. У перечисленных авторов такие сцены не были целью заманить и шокировать читателя, а просто подчёркивали правду жизни и служили некими наказами нравственными. В теперешней литературе всё наоборот:  без героев-психов уже как-то и пустовато в книге... Ну ладно, это отдельная тема. Короче, если герои брызгают то и дело слюной, а нашему доверчивому взгляду предстают задымленные внутренности, остекленевшие глаза  и захлёбывание в рвотных массах – я прошу прощения у утончённых читателей, но мне нужно закончить мысль - если я ни разу не встретила ни одного симпатичного лица с чистым взглядом, но зато у всех фингалы, синяки, и я то и дело натыкаюсь на ненорматив - то я тоже прощаюсь с книгой.
А если никаких кишок нет, и отсутствует авторское любование сценами распада - в том числе и психического - то я иду в начало. Вот теперь можно.

5. Начало
 Начало даёт представление о завязке. Завязка в свою очередь даёт представление о том, как управляется автор с композицией. И о том, что ему ценнее и ближе – эпический, повествовательный ключ или драматургический.  У "повествователей" вначале идёт описание. У "драматизаторов" - диалог или сразу ключевая ситуация. Это несмотря на то, что событие описывается одно и то же. Например, ДТП. Повествователь подаст вначале общий пейзаж, некий условный образ дороги и даже возможно географическое положение событий. Герои успеют обменяться репликами и, возможно, поцелуями. Драматургу же всё равно, в Париже или в Кукушкине эшелон сошёл с рельсов, главное - скрежет тормозов, дикие крики и стая стервятников, незамедлительно пикирующих прямо на оглушённого читателя.
И конечно же, я быстро проглядываю - есть ли экспозиция, пролог и эпилог - ну, это в случае масштабного произведения. Чтобы знать, к какому размаху во времени готовить своё воображение.

Всё. Книга выбрана. У меня ушло 1-3 мин.

Отзывы я до чтения не читаю. Во-первых, это отзывы посторонних людей. Во-вторых, они всё равно противоположны друг другу, и объективных выводов я не сделаю. В третьих, отзыв может сбить меня с толку, лишить чистоты восприятия и породить предубеждение. Поэтому, все отзывы я с удовольствием читаю потом. И, конечно, радуюсь, если встречаю единомышленников ))

Собственно, всё.

Будет интересно, как у других происходит выбор. Какие вешки забиты у вас, чтобы сделать первоначальные выводы о том, что будет там, впереди, за горизонтом – то есть, под переплётом…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На прошлой неделе произошло два чрезвычайно похожих друг на друга событитя. Первое это поход "Флотилии Мира" к блокированной Газе. Израиль вежливо просил "миротворцев" не делать этого, ссылаясь на реальное положение вещей в секторе. "Людям доброй ...
И снова привет всем моим дорогим читателям! Я почти точно уверен, что вы любите фотографии с крыш) А красивых закатов - тем более. А если снимки сделаны ещё и совсем недалеко от центра столицы, то уж точно прочитаете этот фотоотчёт. На этот раз мы дождемся ...
Иван-царевич, как будущий наследник престола, получил хорошую дворцовую подготовку. Обнаружив и проверив на царевне-лягушке волшебную превращательную силу царственного поцелуя, он - тайком от молодой жены - испытал её на своих домашних питомцах. Не потому, что решил завести себе таких ...
Ну судя по количеству комментариев к последнему посту, продолжение моей турецкой истории вам больше неинтересно((( Чернуха вам была больше интересной.. Но чернуха закончилась.. Остался только разврат))    Не хотите, как хотите... значит покажу ...
Вчера вечером ВСУ нанесли удар по Антоновскому мосту в Херсоне. Это была уже вторая попытка вывести из строя мост через реку Днепр, соединяющий посёлок Антоновка (пригород Херсона) с городом Алёшки, стратегический объект, жизненно важный для снабжения группировки российских войск в ...