Как война изменила художника




А потом Томаса в составе первого батальона 7-й дивизии КМП США послали на Пелелиу. Кто не знает, это была довольно жуткая битва за атолл, оказавшийся в результате ненужным; битва, незаслуженно забытая в общественном сознании до тех пор, пока не вышел замечательный многосерийный фильм HBO Pacific -- тот широко использовал не менее замечательные мемуары воевавшего на Пелелиу Юджина Следжа (одни из лучших, что я когда-либо читал).
Увиденное там настолько шокировало Томаса, что картины его стали заметно отличаться от более ранних:
"Штурм Пелелиу" -- на переднем плане уткнувшийся в землю морпех с глазами-плошками, рядом с ним в луже крови лежит труп сослуживца. Сам Ли вспоминал свою высадку так: "Я бежал по пляжу в поисках укрытия и рухнул лицом вниз как только услышал свист мины, которая, я знал, была очень близка. Она обрушилась на четырех человек из нашей лодки. Одна фигура, казалось, распалась на части. С ужасающей четкостью я увидел в воздухе отдельно летящие голову и ногу"

"Взгляд на две тысячи ярдов" -- отрешённый, несфокусированный взгляд, часто наблюдаемый у солдат с посттравматическим стрессовым расстройством.

"Цена" -- морпех с превратившимися в кровавый кисель рукой и половиной лица. Когда журнал LIFE опубликовал эту картину -- к ним в редакцию посыпались возмущенные письма, что -де они изображают войну более страшной, чем она есть на самом деле (!)

Ли в ответ на критику сказал, что он лично был свидетелем этого события: рядом с морпехом взорвалась мина, тот смог проковылять несколько метров "с довольно спокойным лицом", и упал замертво.

Пишут, после ВМВ последняя картина висела у входа в офис Эйзенхауэра в Пентагоне, дабы напоминать ему о цене войны.
|
</> |