Как выгнать Россию из ООН

топ 100 блогов stranoved18.12.2022
Как выгнать Россию из ООН

На минувшей неделе «хельсинская комиссия» Конгресса США поставила под «вопрос право России на постоянное членство в Совете Безопасности ООН». [Foreign Policy. 2022. 14 декабря] Что тут сказать, вопрос конечно интересный, и вокруг него можно ожидать множество спекуляций, поэтому вот вам моё мнение.

Организация Объединенных Наций (ООН) появилась в 1945 г. после победы СССР во Второй Мировой войне. При создании этой организации сталинскую дипломатию беспокоило то, что буржуазные страны получат в ООН большинство. Ведь Великобритания, США, Франция имели колонии, которые получали представительство в ООН как самостоятельные государства, а на самом деле были ручными режимами метрополий. Поэтому СССР предложил включить в ООН все Союзные республики, которых на тот момент было шестнадцать, а также весь Советский Союз как единое государство. Но это предложение А.А. Громыко американский президент Рузвельт парировал тем, что в таком случае в ООН вступят 48 американских штатов, при этом он выразил готовность к разумному компромиссу.

В 1944 г. в советское законодательство были внесены соответствующие изменения и наркоматы иностранных дел были созданы во всех республиках, за исключением РСФСР, поскольку, по мысли Сталина, за Россией предполагался статус Союза ССР – учредителя ООН. На Ялтинской конференции 1945 г. помимо СССР членами ООН стали Белоруссия и Украина, как наиболее пострадавшие от фашизма республики, переговоры о членстве других республик продолжались до 1946 г. и завершились признанием сложившегося соотношения сил, тем более, что в поле советского послевоенного влияния вошли десятки освобожденных от фашизма стран. СССР по праву занял в Совете Безопасности ООН одно из пяти мест с правом решающего голоса – правом вето.

С точки зрения теории и практики международного права СССР не исчез 1991 году и продолжил свое существование как субъект международного права. Юридическое существование СССР и поныне продолжается, достаточно взглянуть в раздел второй российской конституции. Государство СССР продолжает свою международную правосубъектность, но уже под наименованием Российская Федерация. Такого рода явления для международного права не новелла, а давняя традиция и известная доктрина «континуитета» (continuity, continuité). Государство, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории и населения называется «государство-продолжатель» (continuing state, еtat-continuateur). В отличие от других Советских республик – правопреемниц СССР, Россия обладает статусом естественного продолжается компетенции государства-субъекта международного права, но с другим наименованием (титулом).

Утверждение государства в статусе государства-продолжателя зависит как от собственного волеизъявления страны, так и от признания ее статуса международным сообществом.

Российская Федерация посланием Президента от 24 декабря 1991 г. уведомила Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН. Нотами от 3 и 13 января 1992 г. МИД России информировал иностранные государства о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик». В этой связи МИД попросил рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо CCCР».

Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности (некоторыми по умолчанию). Признание российского продолжательства СССР содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 г., совместной декларации Великобритании 1992 г., в официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции и др. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 г. государства-члены ЕС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса.

Статус России как государства-продолжателя СССР констатируется в сотнях международных договоров, в том числе касающихся «инвентаризации» двусторонних соглашений с иностранными государствами (например, в межправительственных протоколах с Румынией, Македонией, Кипром, Хорватией, Чехией, Словакией, Данией, Грецией, Венгрией), Договоре с Бельгией о согласии и сотрудничестве от 8 декабря 1993 г., Договоре с Францией от 7 февраля 1992 г., Соглашении с правительством Германии о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г., Соглашении с Европейским космическим агентством от 10 апреля 1995 г. и др.

Бывшие Советские республики единогласно уступили свои доли правопреемства в международных организациях в пользу России и признали её единственным продолжателем Союза. Это произошло 21 декабря 1991 г. решением Совета глав государств СНГ. Все страны Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях.

Генеральным секретарем ООН информировал всех членов Организации, что позиция Президента России от 24 декабря 1991 г. «констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН». В результате Россия не должна была вновь вступать в ООН в соответствии со статьей 4 Устава Организации. Аналогично продолжение членства России в Конференции по сотрудничеству и безопасности в Европе (ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Конференции вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 г.

Единственная страна, которая годами не признавала российский статус продолжателя СССР была Украина. Несмотря на подписи её президентов под договорами СНГ, украинские МИДаки тупо твердили, что Россия является якобы таким же, как и Украина, новым государством-правопреемником Советского Союза и, соответственно, без согласия Украины не может распоряжаться недвижимым имуществом бывшего СССР в третьих странах. В связи с распадом государства Украина в результате нацистского переворота 2014 г. эти доводы бессмысленны и юридически ничтожны.

Итак, всем желающим выгнать Россию из ООН придется ответить:

В принципе – это возможно, но только в случае восстановления прав, суверенитета и территориальной целостности Союза ССР.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сверхтяжелой Ракеты Falcon Heavy Надеюсь не произойдет каких-то дурных сюрпризов на такую знаменательную дату. Первые четыре минуты переполнены событиями. Космос. * * * * Стратегия SpaceХ на поддержание постоянно готовых к полету сверхтяжелых ракет подтвердилась абсолютно ...
Внучка, окончившая седьмой класс, иногда задает мне вопросы про Ленина, Советский Союз и прочие умилительные объекты. Они не знают об этом вообще ничего. * Но это дети. А ведь об уродстве той страны не знают даже прожившие там лет по двадцать. ...
Вчера вернулись в город. Сентябрь на пороге. Похолодало. Резкий ветер срывает с деревьев листья и кружит их в последнем хороводе. Душа уходит в осень. И как будто что-то умирает в душе. ...
Проникает ли хоть что-то к очагу воспаления или «мази от боли» — плацебо? Миллионы долларов потрачены косметическими и фармакологическими компаниями на исследования проникновения веществ через кожу. Для этого используются патч-тесты (которые также применяют для диагностики аллергии), ...
Источником слова "альманах" является арабск. المناخ (al-manāx or al-manākh) «климат». Первоначально альманахи представляли собой астрономические календари и таблицы (рукописные в XIV веке и печатные с конца XV века). Впоследствии стали включать астрологические указания, предсказания и разн ...