Как выбрать качественное оливковое масло итальянского производства
pratina — 16.12.2013Как в супермаркете выбрать итальянское оливковое масло, чтобы потом не обнаружить в бутылке жидкость с запахом масляной краски?! Такой вопрос сначала всплыл во время общения с френдами, а тема продолжилась в обычном супермаркете, где я решила понаблюдать, умеют ли покупатели читать этикетки на бутылках с оливковым маслом.
Декабрь-период, когда на прилавках продуктовых магазинов появляется тысяча и одно предложение купить свежее оливковое масло. Известно, что сбор оливок начинается в конце октября и длится аж до первой декады января. Поэтому легко можно затуманить мозги клиенту сказками на этикетках, мутным зеленым цветом масла, просвечивающего через стекло бутылки и супер низкими ценами предложения.
На прошлой неделе, скучая в очереди в кассу, я заметила, что клиенты супера при выборе бутылки оливкового масла руководствуются лишь предложением цены. Не поймите меня привратно, я нисколько не осуждаю желающих сэкономить. Возможно, литр масла ЭВО, предложенный за 3 евро, куплен для воскресного фритюра.
Такой я увидела ситуацию в центре Тосканы, а чем же руководствуется покупатель в центре России?! Наверняка выработанной привычкой "дорого! надо брать!" Но всегда ли выложенная за бутылку итальянского оливкового масла сумма равнозначна его качеству?!
Чтобы не растекаться маслом по древу, я прихватила с полок две бутылки масла по разной цене, чтобы на их примере пояснить, что может быть написано на этикетках и как искать среди написанного рациональное зерно.
Естественно, разговор пойдет лишь о масле, которое получено от первого холодного отжима (extravergine), т.е. ЭВО. Одно масло мне нужно было для готовки, а другое для заправки, т.е. для салата.
Тот , кто платит за покупки, сразу начал давать советы типа "лошадью ходи". "Лошадь" имела конкретную кличку Sasso. Марка этого оливкового масла была практически первой, реклама которой появилась на итальянском телевидении в 60-ых, когда оливки в Апулье никто не хотел собирать, настолько это было трудоемко и не выгодно. Оливковое масло в Италию везли из Греции, Испании и т.д.
Реклама навязывала мнение, что очень шикарно купить красивую упаковку оливкового масла Sasso. Люди выросли с этим названием, буквально, впитывшимся в кровь. Кстати, в то же самое время в качестве здорового продукта реклама предлагала подсолнечное масло. Что-то похожее я вижу на российском телевидении и сейчас. Ну не об этом речь...
В Тоскане нужно покупать тосканское масло! Поэтому для готовки была взята бутылка флорентийской фирмы Carapelli по цене 5.50 € и для заправки салатов по цене 11.40 € под маркой супермаркета, качеству которой я очень доверяю. На обе марки предлагались выгодные скидки.
Прежде, чем начать читать этикетки, взглянем на сами бутылки, которые я сфотографировала против света. Бутылка с маслом для готовки легко просвечивается, а другая так и остается темной. Почему?
Сейчас каждая хозяйка знает, что хранить масло нужно обязательно с темном и прохладном месте, т.к. прямой свет и тепло действуют на него губительно. Производителям масла Caparelli, видимо, это не очень важно. Им важнее, чтобы клиент заметит цвет продукта. А сколько та бутылка стояла под яркими лучами ? Бо?! Ерунда! Все равно жарить на нем будут, польстившись на низкую цену.
Тут бы надо начать разговор о знаменитом и почти обязательном зеленом цвете оливкового масла. Это очень большая тема и не очень благодарная, т.к. мутный оливково-зеленый цвет характеризует свеже отжатое масло. После того, как взвешенные в масле остатки оливок оседают на дно, масло становится прозрачным разных оттенков янтарного цвета.
Когда в бутылке наблюдается интенсивно зеленый цвет при явной прозрачности продукта, можно уже подозревать о манипуляции с цветом при помощи хлорофилла.
Оба купленных масла были янтарного цвета. Для справедливости стоит заметить, что цвет оливкового масла не является определяющим его качество. Профессиональную дегустацию масла проводят из стаканчиком, через стенки которых нельзя видеть его цвет.
Кстати, обратите внимание на систему крышек на бутылках. Бутылка с маслом, предназначенном для готовки, открывается "легким движением руки". До крышки на другой бутылке можно добраться, лишь сняв приваренную капсулу, которая во время хранения масла защищает его от попадания кислорода, способствующего окислению, а значит, изменению качества продукта.
Теперь смотрим на этикетки. Запомните сразу два символа! Зеленый прямоугольник на бутылке с маслом, купленного для салатов, обозначает, что этот продукт получен при ведении т.называемого "биологического" с\х производства.
Основной целью биологического с\х является получение здоровых продуктов очень высокого качества. Чтобы получить такую марку для своего продукта, производители должны не только подтверждать, что не используют ядерные удобрения и берегут окружающую среду, но и сохраняют традиции производства, а также улучшают жизнь своих рабочих. Ресурсы, вложенные в биологическое производство, выгодно отбивать лишь высоко качественным продуктом.
Второй значок, круглый и синий, обозначает, что это масло произведено в Тоскане из олив, выращенных в Тоскане. Начальные буквы слов, написанных на значке, IGP именно это и хотят сказать. Гарантией сказанному является то, что за этими буквами стоит целая система Консорциума Toscano IGP, объединяющего производителей оливкового масла на территории региона Тоскана по правилам, разработанным объединением, и под его неусыпным контролем за их выполнением. За качество продукта, помеченного таким знаком с указанным названием Консорциума, можно не опасаться. Чуть ниже еще поясню, каким образом консорциумы отвечают за качество.
На бутылке с маслом, предназначенном для готовки, указанных значков нет. Хотя есть кружочек, в котором написано, что "Получено холодным отжимом" Этот значок указывает на то, что масло отжато механическим способом при температуре, не превышающей 27 градусов. Хотелось бы верить, но правда остается на совести фирмы, т.к. помещать значок на этикетку или нет, относится к факультативным решениям.
Теперь взгляните на фото бутылок с оливковым маслом Prunetti. На всех бутылках виден похожий синий значок, рядом с которым только слепой не различит три большие буквы D.O.P. Эти буквы обозначают, что мелкими шрифтом в значке написано о соответствии продукта внутри бутылки своему названию.
А еще это продукт защищен! И главным образом не от подделок, а от претензий насчет его качества. Это знак супер качества! Отвечает за него головой петух в белом кружке, являющийся символом Консорциума Chianti Classico, в который входит фирма Prunetti.
Чем отличается ДОР от IGP? Тем, что ДОР еще больше, чем IGP, ограничивает территорию, где производится продукт. В данном случае это территория от Флоренции до Сьены, известная производством красного сухого вина Кьянти Классико. В правилах Консорциумов с маркой ДОР условия касаются не только биологии и географии территории, но и наличия у производителей специальных инструментов, навыков выполнения работ с продуктом и обученного персонала.
С оливковым маслом еще куда не шло, а когда дело касается Моцареллы из буйволиного молока ДОР, там без профессионалов на сыроварне даже не подступиться к Консорциуму.
Все вышесказанное могло бы быть лишь пафосными словами, если бы не конкретные паспортные данные которые можно найти на бутылках с продуктами под маркой IGP и ДОР. Это полоски-фащетты с кодами, приклеенные на горлышко бутылок. Что они обозначают?
После ряда проверок и анализов продукта и если они, конечно, положительные, перед началом разлива масла по бутылкам Консорциум выдает производителю кол-во полосок, соответствующее тому кол-ву бутылок, в которые можно разлить проверенный продукт. Естественно, номера на полосках с... и по... регистрируются в специальном документе.
Не нужно думать, что членство в Консорциуме гарантирует производителю обязательный знак качества его продукту. За годы моей работы с оливковым маслом в хозяйстве, состоявшего в Консорциума Сhianti Classico, фащеты для маркировки бутылок были получены хозяйством лишь однажды. На качество масла влияют множество условий, про которые в другой раз...
В двух словах это можно сказать так: если в купленной бутылке с такой фащетой окажется не хорошее оливковое масло, а что-то другое, по номеру на фащете можно быстро выйти на производителя и предъявить ему претензии. Чтобы проверить верность моих слов, сходите на сайт Консорциума Toscano IGP по ссылке http://www.oliotoscanoigp.it/it/tracciabilita-olio-toscano-igp.asp и вставьте в окошечки номер с фащеты бутылки. Тутже выйдет информация о тех производителях, масла которых могут быть в ней. Естественно, результаты анализов и т.д. находятся внутри структуры.
В качестве упражнения, подумайте, фащета ли приклеена к горлышку бутылке с маслом для готовки?!
До этого момента у нас шел разговор о том, что суровые правила консорциумов, отвечающих за качество оливкового масла, регулируют происхождение масла с конкретной территории, как в случае с ДОР, или, как для IGP, одна из фаз производства теснейшим образом связана с конкретной территорией. Такие ограничения обеспечивают контроль за качеством. Прилагаю ссылку с картой, на которой представлены все зоны производства оливкового масла с марками ДОР и IGP http://www.umaoroma.it/dop/dop.htm#/cilen
На бутылке с маслом для готовки написано, что продукт получен из масел, произведенных на территории ЕС. Где конкретно, бо?! В Греции, Испании или еще где-то.... Но подчеркнуто, что из масел категории extra vergin.
Так какое масло относится к этой категории?
К категории vergin относятся масла, полученные только механическим или каким-то другим физическим способом, во время которого не происходят биохимические изменения масла.
Самой важной биохимеской характеристикой масла является его кислотность, выражающаяся в кол-ве свободной олиевой кислоты в 100 граммах продукта.
Для масла категории extra vergin максимум её содержания не должен превышать 0,8 г
Для масла категории vergin содержание кислоты допустимо до 2 г
Естественно думать, что масло не будет выпущено под марками качества ДОР и IGP, если его кислотность выше указанной нормы. Зачем писать об этом на этикетке?!
На этикетке масла Carapelli все-таки приводится подобная информация. Наверное, с целью заострить внимание клиента, который что-то слышал о подобной характеристике масла и убедить его в самом высоком качестве продукта, полученного без больших затрат со стороны фирмы.
Более важным на этикетке масла под марками ДОР или IGP должен быть указан период сбора оливок ( на моей бутылке 2013-2014) и место производства продукта CAMP
Должны ли на бутылке быть указаны сроки хранения? Вряд ли сейчас можно встретить продукт, на котором они не указаны. Считается, что масло остается хорошим до 18 месяцев после его разлива по бутылкам. Естественно, при правильных условия хранения.
На масле под маркой ДОР сроки хранения должны быть указаны в обязательном порядке.
Осталось решить, сколько же все-таки должно стоить масло, чтобы заведомо не купить подделку.
Себестоимость производства оливкового масла в Италии колеблется в пределах от 6-7 € на Севере и в Центре и до 4-х € на Юге. В магазинах можно встретить масло по гораздо более низкой цене, т.к. Италии импортирует оливковое масло из стран с более низкой стоимостью его производства.
Я вам представила примеры цены масел разного происхождения в итальянском супермаркете: дешевое из импортированного неизвестного сырья и дорогое из местного гарантированного . Как определяются цены в российских магазинах, я не знаю.
Наверное, этой информации хватит, чтобы немного ориентироваться в выборе итальянского оливкового масла на полках супермаркета.