как вы выбрались из клетки: "Догмен" реж. Люк Бессон
users-arlekin- — 10.05.2024
Калеб Лэндри Джонс здесь работает, безусловно, с
исключительной самоотдачей, но его эксплуатируют буквально как
собаку. Эксплуатация в "Догмене" зашкаливает, попирая любые
санитарные нормы - это касается и эмоций, и, что еще противнее,
"идейной" составляющей. Мальчика по имени Даглас полубезумный
отец и брат-садист после бегства в очередной раз беременной матери
держали в клетке с псами, пока не отстрелили по злобе и в
наказание палец, тогда с помощью собаки ему удалось привлечь
внимание полиции и из клетки выбраться, в приюте обучиться не
только грамоте, но и театральному мастерству при помощи добродушной
преподавательницы драмкружка, получить в онлайн-университете
степень бакалавра по биологии и открыть собачий приют, насельников
которого приспособить к воровству драгоценностей из богатых
домов... Расхожая формула "чем больше я узнаю людей, тем
сильнее люблю собак", которую здесь не стесняются озвучить
вслух — безотносительно к ее содержательной оценке - уже сама
по себе страшная пошлятина, но Люку Бессону удалось внутри сюжета,
будто написанному под диктовку ментора в провинциальном семинаре
литературного мастерства (он, что называется, "крепкий", даже
чересчур - просчитан, как математическая таблица.. не самая при том
сложная, с минимальным количеством "неизвестных"), нагородить
пирамиду штампов. В свободное от собак время герой Даг (почти что
Дог...) выступает на подмостках кабаре, переодеваясь то в Эдит
Пиаф, то в Марлен Дитрих, с песнями соответствующего репертуара. В
начале фильма его арестовывают после того, как он, в попытке
наказать бандитов, устроил со своими песиками мясорубку, и
ретроспективное повествование - разговор героя с психиатром за
решеткой КПЗ. Естественно, психиатр - чернокожая женщина в разводе,
по суду запретившая бывшему мужу видеться с новорожденным ребенком,
поэтому она со своей болью единственная способна понять боль
чужую... Отцовская пуля, отстрелившая Дагу палец в детстве,
срикошетила, попала в спину и навсегда героя обезножила,
передвигается он в инвалидном кресле, но на протезах может стоять и
даже ступить пару шагов, правда, с риском для жизни из-за почти
неизбежного разлития спинномозговой жидкости... что после
исповедального разговора в камере и происходит - собачки
высвобождают покровителя из новой клетки тоже, чтоб он триумфально
пришел навстречу богу, в которого верил, как ни странно, с
детства.
Обязательной нагрузкой идут рассуждения героя на тему
"перераспределения благ" в разрезе "сто человек богаче
миллиарда людей" (все это тоже проговаривается вслух ровно
этими словами) — чернокожая разведенная адвокатесса
пытается оспорить методы борьбы героя с социальным неравенством, но
как-то неуверенно, неубедительно и чуть ли не с сочувствием к
исходному посылу. "Догмен", в общем-то - современный западный
вариант советской "повести о настоящем человеке", с полным
ассортиментом всего необходимого: инвалидами, трансвеститами,
негритятами, отцами-садистами, разномастными собачками (а собака -
не просто друг, но и высшая стадия человека...), а до кучи и с
театром, от которого герою досталась страсть и навык к
перевоплощениям (руководительница драмкружка, кстати. тоже была
чернокожей, герой в нее влюбился, следил за ее дальнейшими
актерскими успехами, но она вышла замуж, а потом муж ее бросил,
слава обнулилась... короче, боженька наказал) - и хотя, допустим,
такой вариант всяко предпочтительнее чего-нибудь
православно-духовного типа "спасибо деду за русь святую",
он, по большому счету, недалеко ушел, в том числе и
непосредственно по "духовной" линии: отец и брат Дага, пусть и
маньяки-изуверы, но люто верующие протестанты, и Даг от них в чем
другом, а в этом не отстал, поэтому он убежден, что осуществляется
божья воля, когда "справедливость" настигает отца-урода (покончил с
собой через две недели после суда, приговорившего его к 20 годам
заключения), старшего брата-мерзавца (отсидел 8 лет и сразу по
выходе был встречен верными псами Дага), обманувшую героя в лучших
чувствах актрису (тут хотя бы обошлось без собак), следователя,
раскрывшего дела о похищении собаками ценных украшений, богачек,
неправедно владеющих брюликами (в отличие от героя, надевающего их
для выступления в травести-образах, вот это целевое использование
драгоценностей!), наконец, бандитов, не пожелавших мирного
сосуществования (им всем пришлось с собачками близко встретиться -
а каждый раз "псовая охота" демонстрируется подробнее,
разнообразнее по части того, что хорошая собачка может сделать с
нехорошим человечком...) - ничего не сообщается, правда, о мамочке
Дага и его младшем братике либо сестренке, но можно не сомневаться,
у женщины-психиатра с ее младенцем все будет хорошо, по заслугам.
Зато сомневаюсь, что Люк Бессон разделяет религиозные или хотя бы
политические убеждения персонажа своей картины, но
эксплуатирует он их (в том числе визуально - в пафосном финале
герой, буквально откинув костыли протезы, шествует, снизу
вверх взирая на церковный шпиль, расставив руки в стороны...) с тем
же бесстыдством, что собак, инвалидов, трансвеститов, чернокожих и
действительно талантливого актера Калеба Лэндри Джонса.