Как в СССР появилась знаменитая паста "Океан"...
amarok_man — 01.12.2025



Из всех морепродуктов, которые продавались в советские времена,
пожалуй, только паста «Океан» вызывала самые противоречивые
чувства. Кто-то ее любил настолько, что готов был есть в любом виде
и в любом количестве, кому-то становилось плохо от одного только
запаха этой пасты, но равнодушной она мало кого оставляла.
А история происхождения этой пасты очень интересная. Как
известно, готовят этот продукт из криля — антарктической креветки.
Но вплоть до конца 60-х гг. криль не удостаивался промыслового
внимания, и служил пищей преимущественно для китов и пингвинов.
Мелкая креветка, обитающая в суровой Антарктиде казалась слишком
незначительным объектом, чтобы всерьез заниматься ее добычей.
Китобои были первыми, кто попробовал эту креветку на вкус:
ведь стоило матросу зачерпнуть ведро воды, как оно полностью
заполнялось крилем — настолько, что для воды даже не оставалось
места. Естественно, если Природа в таком изобилии предлагает еду,
почему бы не попробовать ее на вкус? Оказалось, что мясо криля
довольно вкусное — чуть сладковатое, сочное и нежное, похожее на
мясо черноморской креветки



Научный подход к изучению криля
В 1965 году для изучения криля В Антарктику отправилась первая
научно-исследовательская экспедиция, снаряженная НИИ морского
рыбного хозяйства и океанографии. Красновато-бурые стаи креветок
были настолько большими, что их можно было разглядеть невооруженным
глазом даже на глубине от 10 до 30 метров.
Было подсчитано, что без вреда для окружающей среды в год
можно вылавливать около 50 млн тонн криля, причем, в час с помощью
трала можно добыть 3-6 тонн этой креветки. После того, как эти
данные были установлены, осталось выяснить самое важное — пищевую
ценность криля. Иначе говоря — а стоит ли вообще начинать промысел,
оправдает ли он себя?
Лабораторные исследования показали, что мясо криля содержит
много белка, по количеству некоторых аминокислот оно превосходит
говядину, а по богатству микроэлементами напоминает таблицу
Менделеева. Также выяснилось, что в мясе антарктической креветки
много витаминов, т.е. с какой стороны ни взгляни — увидишь только
пользу от употребления криля

Но вместе с тем выяснилось, что все эти ценные свойства очень
нестойкие: уже через 4-5 часов после вылавливания криль начинает
портиться. Даже процедуры охлаждения — как поверхностные, так и с
помощью глубокого замораживания не позволяли замедлить этот
процесс. Нежное мясо криля быстро становилось дряблым, приобретало
серый цвет, а количество полезных веществ стремительно
сокращалось.
Намного лучше криль сохранялся, если его сначала отваривали, а
потом замораживали. Собственно, поначалу и решили остановиться на
этом варианте, но после консультации с работниками торговли
выяснилось, что подобный полуфабрикат скорее всего домохозяйкам не
понравится. Слишком уж мелкая креветка, чтобы кому-то хотелось с
ней возиться для дальнейшего приготовления блюд, да и честно
говоря, не настолько привлекательным выглядел замороженный комок
мелких рачков, чтобы привлечь к себе внимание и побудить к
покупке.
Как появилась знаменитая паста «Океан»
Поломав немного голову над тем, как этому полезному мясу
придать интересный товарный вид, исследователи пришли к простому и
оригинальному решению. Свежевыловленную партию криля сразу же
отправляли в шнековый пресс, на выходе из которого получалась
кремообразная сочная масса розового цвета.
Эту массу подогревали почти до температуры кипения, в
результате чего на дно емкости выпадали розовые хлопья
свернувшегося белка. Все это процеживали, чтобы отделить жидкость,
хлопья измельчали в фарш и замораживали. Так получалась та самая
знаменитая, уже готовая к употреблению паста «Океан», которая
некоторым советским детям нравилась настолько, что они готовы были
грызть ее замороженном виде. Кстати говоря, твердые отходы криля
(панцири, усы) тоже пошли в дело: из них готовили кормовую муку для
домашнего скота.
Перед тем, как паста «Океан» попала на прилавки продуктовых
магазинов, ее свойства тщательно изучали различные ведомства:
институт питания от АМН СССР, институт гигиены питания от
Минздрава, ряд исследовательских институтов рангов ниже, но с не
менее солидной репутацией. С кулинарной точки зрения пасту изучали
крупные рестораны по всему Советскому Союзу, и везде она получила
довольно высокую оценку

Особенно восторженно об «Океане» отзывалась научная
лаборатория института гигиены питания: по их данным, продукт
оказался не только вкусным, но и обладал многими лечебными
свойствами. Отмечались даже случаи, когда эта паста показывала
хорошие результаты при лечении детского кариеса.
Новый продукт и товарный дефицит
В начале 70-х советские средства массовой информации дружно
анонсировали появление продуктовой новинки, и уже в 1972 году паста
«Океан» начала продаваться в специализированных магазинах
одноименной сети. В продажу она поступала в замороженном виде,
брикетами по 200 и 500 г

Помимо пасты в чистом виде, встречались также и продукты с ее
добавлением. Например, плавленый сыр «Коралл», креветочное масло
или рыбная колбаса, которую одно время в большом количестве делал
Адлерский рыбзавод

И все было бы хорошо, если бы не то, что паста «Океан» хоть и
получила одобрение руководства крупных ресторанов и прочих точек
общепита, но в меню этих заведений она почти не встречалась. Да и в
магазинах она появлялась далеко не с той частотой, которую хотели
бы видеть потребители.
Нежному товару — особые условия
На самом деле никакого дефицита с этим продуктом не было:
криль как добывали в огромным количествах, так и продолжали
добывать, как готовили из него пасту прямо на судне, так и
продолжали готовить, незамедлительно отправляя ее в торговые
предприятия. Но вся сложность заключалась в том, что этот хрупкий
товар, поступивший с оптовой базы, мог храниться лишь при
определенных температурных условиях и не более одного месяца.
Если из пасты готовили какие-то блюда, то их следовало сразу
же подавать к столу. Именно по этой причине — невозможности
угадать, сколько блюд из пасты нужно приготовить на текущий день,
заведения общественного питания предпочитали просто отказаться от
такого неудобного продукта, нежели потом нести убытки из списанных
блюд

С магазинами была та же история: рассчитать сроки реализации,
обеспечить нужные условия хранения — это было сложно, и далеко не
каждый директор торговой точки готов был брать на себя подобную
головную боль, даже если покупатели и оценили по достоинству
предлагаемую им новинку…
В общем, как видим, проблема дефицита заключалась вовсе не в
том, что паста «Океан» не понравилась потребителю, а больше в
организационных вопросах. Там, где руководство торговых сетей
проявляло оперативность, предусмотрительность и хозяйский подход,
там этот вкусный, полезный и питательный продукт всегда имелся в
продаж

https://dzen.ru/a/ZtUO6XrbCR8nYOuO