Как в 2017 году нашли картину Айвазовского, украденную в 1976 из Дмитровского
shakko_kitsune — 15.02.2019 А также немного о том, как устроен аукционный рынок, и как его работники пробивают по своим базам то, что им приносят.Текст с сайта Holistic Auction, не знаю, кто автор.
Картина Ивана Айвазовского «Море» в экспозиции Музея-заповедника «Дмитровский Кремль», 1968 год
По сообщению МВД РФ, 22 сентября 2017 года с
торгов аукционного дома Koller (Цюрих, Швейцария) была снята
картина Ивана Айвазовского «Море»
Соблюдение принципа должной добросовестности предполагает использование баз данных культурных ценностей, находящихся в розыске, а также, внимательная проверка провенанса.
Ариан Мозер (Ariane Moser), исполнительный директор, Artive (изображение предоставлено The Art Partners) |
Ариан Мозер (Ariane Moser), исполнительный директор, Artive: В ответе на Ваши вопросы мы бы хотели принять во внимание, что базы данных похищенных культурных ценностей доступны для использования аукционными домами в качестве необходимого ресурса для соблюдения мер должной добросовестности (дью дилидженс) перед каждой сделкой купли или продажи. Чтобы предотвратить выставление на продажу сомнительного объекта, особенно важно использовать такие ресурсы в качестве поискового инструмента, чтобы защитить аукционный дом и потенциального покупателя от приобретения произведения искусства, которое может представлять риск, либо, потенциально, находиться в розыске.
Artive функционирует, чтобы обеспечить международный арт-рынок и секторы культурного наследия более полным сервисом по соблюдению дью дилидженс. Мы предоставляем ряд ключевых сервисов, сформированных с целью защиты мирового культурного наследия.
Артайв (Artive) – это некоммерческая организация, проводящая поиск объектов по собственной базе данных, а также, различным специализированным базам данным (включая национальные и международные базы данных, принадлежащие правоохранительным органам).
С октября 2006 года в России Росохранкультурой начал издаваться «Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске», известный среди коллекционеров как «Чёрный каталог». В первый же том этого каталога, благодаря сотрудникам Музея-заповедника «Дмитровский кремль», попала украденная картина Айвазовского «Море». В каталоге её можно увидеть на 84-ой странице, под номером 434. Всего, до 2010 года, вышло шесть томов Каталога. Все тома «Черного каталога» до 2018 года были открыты для общего пользования на бесплатной основе. Каталог представляет собой файл в формате PDF на русском языке.
Картина «Море», продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 21 апреля 2005 года. Источник: Artnet |
Каталог «Неизвестный Айвазовский», Дж. Каффьеро, И. Самарин, изданный в России в 2016 году |
Картина Айвазовского «Море» появилась на международном арт-рынке через 30 лет после пропажи из Музея-заповедника «Дмитровский Кремль». По доступным открытым данным первый раз она была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке 21 апреля 2005 года (лот No. 7) под названием «Вид на Ревель, Эстония» (Источник: ArtNet, Sotheby’s).
Вторично она была продана 22 сентября 2006 года на торгах швейцарского аукционного дома Koller в Цюрихе (лот №3109 по каталогу Koller). Эти события произошли еще до выхода первого тома «Чёрного каталога». 22 сентября 2017 года эта картина была обнаружена и снята с торгов аукционного дома Koller, где она была одним из главных лотов с эстимейтом 500 – 700 тыс. швейцарских франков. В провенансе картины аукциона 22 сентября 2017 года указано ее упоминание в каталоге «Неизвестный Айвазовский» (Дж. Каффьеро, И. Самарин, 2016 г.). Джанни Каффьеро и Иван Самарин – признанные западные эксперты творчества Ивана Айвазовского. В каталоге картина фигурирует под названием «Вид Ревеля с моря» (номер CS-1845-004, стр. 311) со ссылкой на происхождение – торги Sotheby’s, Нью-Йорк 21 апреля 2005 года (лот No. 7).
Сирил Коллер (Cyril Koller), Koller Auktionen: Существует довольно эффективная система обнаружения похищенных произведений искусства – Реестр утраченных культурных ценностей The Art Loss Register. Аукционный дом Koller, как и большинство аукционных домов, которые хотят предотвратить продажу краденых или пропавших объектов, проверяет все каталоги в этом реестре. Однако, для того, чтобы любая база данных была эффективной, в ней должна быть собрана полная и актуальная информация. По нашему мнению, музеи, галереи и коллекционеры должны проявлять добросовестность, и сообщать о краже произведений искусства, чтобы такие организации, как The Art Loss Register и Интерпол, могли передавать эту информацию в случае необходимости.
Можно предположить, что при изучении провенанса картины Айвазовского «Море», информация из «Черного каталога» намеренно или не намеренно была проигнорирована, несмотря на то, что на него ссылается МВД РФ как источник информации для проверки объекта на статус «находящегося в розыске».
База данных The Art Loss Register является самой большой базой данных, включающей 350 тысяч объектов (по состоянию на 2013 год). Это основная база данных, используемая на международном арт-рынке вместе с базой данных Интерпола, насчитывающей 49 тысяч объектов (по состоянию на сентябрь 2016 год). Важно отметить, что пользователи базы данных Интерпола должны «интерпретировать результаты базы данных с осторожностью, поскольку объект может оказаться краденым, даже если он не появляется при поиске в базе данных.» (Источник: официальный сайт Интерпола)
- Объект еще не был заявлен в полицию как украденный;
- Заявление о краже объекта еще не поступило в Интерпол по официальным каналам связи;
- Объект еще не занесен в базу данных;
- Поиск объекта пока ведется только на национальном уровне;
- Объект добыт в результате грабительских археологических раскопок и не известен полиции.»
(Источник: официальный сайт Интерпола)
Несмотря на то, что картина была похищена из музея более 40 лет назад, она не была включена в базу данных Интерпола, что, предположительно, свело ее поиски на национальный уровень.
МВД РФ: В процессе расследования преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, взаимодействующие органы могут получить через НЦБ Интерпола информацию о культурных ценностях, находящихся в международном розыске и культурных ценностях, выставляемых на зарубежные аукционы, если имеются сведения о том, что они похищены и незаконно вывезены с территории Российской Федерации.
При наличии достоверной информации о предполагаемой продаже за рубежом предмета, похищенного на территории Российской Федерации, взаимодействующие органы направляют в НЦБ Интерпола запрос о снятии с торгов похищенного предмета.
При установлении факта хищения культурной ценности на территории Российской Федерации, в адрес НЦБ Интерпола МВД России территориальными подразделениями направляется запрос о постановке похищенного объекта в базу данных похищенных произведений искусства Генерального Секретариата Интерпола. Данность пропажи объекта не влияет на его наличие в базе данных Интерпола.
НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения в рамках своей компетенции осуществляют взаимодействие с музейным сообществом по вопросам обеспечения безопасности в сфере защиты культурного наследия.
Примером плодотворного сотрудничества является проведенная работа НЦБ Интерпола МВД России и представительства Федерального ведомства уголовной полиции Германии (БКА) по сопровождению уголовного дела, возбужденного в 2014 г. в отношении международной преступной группы, специализирующейся на подделке произведений русских художников - авангардистов и их дальнейшей продаже на территории стран Европы и США.
Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске, 2006 г. |
На основании имеющихся фотоизображений эксперты Государственной Третьяковской галереи предположили, что изъятые полотна имеют признаки подделки.
В рамках расследуемого дела представители МВД России приняли участие в следственных действиях, в результате при координации представителя НЦБ Интерпола МВД России экспертами Государственной Третьяковской галереи было проведено художественно-технологическое исследование более 90 полотен, в ходе которого установлено, что все исследуемые картины являются высококачественными подделками.
НЦБ Интерпола МВД России совместно с Министерством Культуры Российской Федерации отлажен механизм информирования зарубежных стран, где проходят аукционные торги, на которых выставляются похищенные в России произведения искусства.
Информация об объектах находящихся в розыске, содержится в общедоступном «Каталоге предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске».
Соблюдение правила должной добросовестности (дью дилидженс) при проведении арт-сделок подразумевает использование баз данных предметов искусства, находящихся в розыске. Очевидно, что существование изолированных друг от друга баз данных затрудняет работу участников международного арт-рынка, поскольку обязывает их проявлять большую ответственность при проверке провенанса.
Далее новостюшки по теме:Специалисты полагают, что в свое время злоумышленники немного изменили вид картины: сократили ее размер и отреставрировали. В результате установить, что они имеют дело с похищенным, не могут даже специалисты. (Коммерсант)
Коллекция из сотен мировых шедевров, среди которых было и полотно Айвазовского, тогда хранилась в здании Успенского собора Дмитровского кремля. В 1976 году купола собора скрывал деревянный потолок, что и позволило злоумышленникам беспрепятственно вынести картины из здания. В музее не сомневаются — это был заказ. Преступники были прекрасно знакомы не только с экспонатами музея, но и с мельчайшими подробностями неизвестными простым посетителям. Например, об отсутствии сигнализации на втором этаже. Или о ремонте системы оповещения пожара, запланированном на день ограбления. Вместе с картиной Айвазовского преступники вынесли еще 25 экспонатов. Найти удалось только 3 из них. В мае этого года портрет Софьи Апраксиной неожиданно объявился на аукционе в Германии. Интерпол и российские дипломаты оперативно сумели остановить торги. (НТВ)
Интервью полицейского чина, который этим занимался, осторожно, канцеляритОКТЯБРЬ 2017. По информации источника, знакомого с ситуацией, швейцарская прокуратура встала на сторону нынешнего владельца картины и сняла ограничения на дальнейшие действия с ней. Для истребования картины из незаконного пользования нужны железобетонные доказательства и четкое прохождение юридической процедуры. Что, вероятно, долго, дорого и не гарантирует успеха. История с картиной еще не закончилась. Но уже понятно, что её быстрого и триумфального возвращения в Россию, на что многие надеялись, ожидать больше не стоит. (артинвестмент)
С форума 2018 года: По моей документированной информации Министерство культуры окончательно отказалось истребовать картину у нынешнего собственника. Минкульт упрямо и твёрдо отказался даже обсуждать условия возвращения картины. Однако, по всей видимости министерству всё же придется поучаствовать в судебном процессе в Цюрихе, поскольку, при такой ситуации, есть уверенность увидеть их в качестве со-ответчика по иску собственника картины к аукциону Koller и к Минкульту. Что касается последнего, то иск касается необоснованного снятия картины с торгов, что принесло собственнику картины огромные материальные, моральные и репутационные потери. Швейцарские адвокаты уже приступили к работе. В таком варианте неминуемо возникнут "репутационные" потери и у Минкульта. да и у России в целом. позорно отказавшейся от того, что в сообщении МВД названо "произведения искусства, представляющего особую ценность для культурного наследия Российской Федерации...стоимостью более 1 млн долларов США".
https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.