Как умирают стартапы
dolboeb — 28.06.2012 30 июня закрывается эппловский сервис Mobile.Me. О намерении его прихлопнуть рассказывал ещё покойный Джобс, когда анонсировал iCloud. Помнится, Сергей Сергеевич сильно огорчился от этого известия, так как имел неосторожность доверить яблохостингу много своих фотографий.Каждый день пользователям сервиса присылают из Apple уведомления, что надо забрать оттуда весь свой контент, иначе они его грохнут.
3 июля полностью прекратит свою работу picplz — неуспешный аналог Instagram на андроидной платформе. Тоже рассылают пользователям письма, просят забрать контент.
Только что пришло письмо от создателей сервиса Foreca.St. Это такая нахлобучка к Foursquare, которая позволяла использовать социальный геотаггинг не для фиксации текущего местоположения пользователей, а для публикации своих планов на будущее (по сути дела, назначалка свиданий). Пишут, что сервис закрывается 1 июля окончательно и бесповоротно. Контент забрать не предлагают, потому что чекины, прошлые и будущие, забирать некуда.
Интересно, ведёт ли кто-нибудь статистику падежа социальных стартапов. По моему сугубо субъективному ощущению число мертворожденных клонов и аналогов на каждый один успешный веб-проект исчисляется тысячами. О большинстве мы просто не успеваем услышать раньше, чем они накрываются медным, исчерпав стартовое финансирование. Со стартапами, которые не являются клонами чужих успешных моделей, тоже подобное случается чаще, чем IPO, но всё же оригинальная идея может иметь разные сценарии развития, а вот у клонов путь, к сожалению, один. Потому что они, по сути дела, пытаются конкурировать на чужом поле, копируя чужие приёмы, при этом с запозданием на несколько лет, с отставанием по аудитории и brand awareness. А это важнейшие показатели для оценки сервиса как рекламодателями, так и инвесторами (в отсутствие устойчивого потока выручки, но он, в свою очередь, тоже является функцией тех же двух параметров: активной пользовательской базы и известности бренда).
При этом в РУНЕТе, к сожалению, по-прежнему бытует представление о том, что самая успешная стратегия на интернет-рынке — взять какой-нибудь состоявшийся западный веб-сервис и клонировать его. В правильность подобной схемы свято веруют у нас и стартапщики, и бизнес-ангелы. Всякий раз, когда на лекциях и семинарах по стартапам я пытаюсь объяснить тупиковость этого пути (и стартапщикам, и их потенциальным инвесторам), слышу один и тот же ответ: а как же вКонтакте?!
Короткий ответ на этот вопрос мог бы гласить: вКонтакте — исключение, лишний раз подтверждающее правило. Но немало моих друзей считают эту фразу идиотской и противоречащей здравому смыслу. Поэтому не буду их зря раздражать, и укажу на один простой факт.
Доменное имя vkontakte.ru было зарегистрировано в октябре 2006. А уже год спустя в соцсети вовсю анонсировались сервисы, которых Facebook не имеет по сегодняшний день (и не планирует ими обзаводиться). Это значит, что создатели вКонтакте, когда использовали (действительно, безо всякого стеснения) успешные наработки любимого ими Фейсбука — от интерфейсных до маркетинговых, — имели очень отчётливое понимание того факта, чем их сервис должен отличаться. Фейсбучными прототипами они воспользовались для того, чтобы не изобретать велосипед на стадии запуска. И буквально сразу же после старта начали свои собственные эксперименты, благодаря которым вКонтакте и стал таким, каким мы его сегодня видим. А механическое клонирование наработок Фейсбука, без собственных идей, как было тупиковой идеей, так ею и остаётся по сей день, совершенно независимо от колебания курса его акций. Бизнес-ангелы и фонды, наши и зарубежные, просравшие миллиарды на попытках клонировать Фейсбук, не дадут соврать.
|
</> |