Как улучшить обтекание крыла?

Продолжаем нашу рубрику «Просто о сложном».

В этом нам помогут приспособления, похожие на расческу с редкими зубьями - плазменные актуаторы. Они представляют собой устройства, преобразующие один вид энергии в другой. В нашем случае – электрическую в механическую. ⠀
Как это работает? Плазменные актуаторы вызывают особый тип электрического замыкания. Когда высокое напряжение прикладывается к двум электродам, появляется эффект ионизации частиц воздуха, образуя плазменный поток. Энергию и импульс этого потока ученые ЦАГИ предлагают использовать для управления обтеканием аэродинамических поверхностей, изменив свойства воздушного потока. В дальнейшем с помощью плазменных актуаторов будет возможно заменить движущиеся детали крыла, такие как закрылки и предкрылки, что существенно облегчит конструкции и улучшит обтекание воздушного судна. ⠀
На каких летательных аппаратах применима данная концепция? По мнению ученых, плазменный актуатор может «подружиться» с любой конфигурацией. Единственное условие – наличие изолирующей вставки на поверхности крыла во избежание негативных воздействий возможного искрового пробоя на конструкцию. ⠀
Испытываемые в ЦАГИ актуаторы пока применимы на воздушных судах малых скоростей и размеров. Для управления обтеканием скоростных и тяжелых самолетов требуется более мощная струя газа. Это те задачи, которые будут решаться в ближайшем будущем.