Как украсть 10 миллиардов?

топ 100 блогов antalex20.04.2012

Одним из главных проектов губернатора Новгородской области Сергея Митина должно было стать строительство третьего по счету автомобильного моста через реку Волхов. В результате «проект века» вылился в «скандал века» и распил огромных бюджетных денег.



Как украсть 10 миллиардов?

вот так должен был выглядеть непостроенный мост

В начале начал

О необходимости этого моста говорили еще во второй половине восьмидесятых.  Но по понятным причинам этому проекту не суждено было сбыться, страна и Великий Новгород вместе с ней погрузились в бардак 90-х.

Этот вопрос неоднократно поднимался на протяжении двадцати лет, но средств на реализацию данного проекта найти не могли, пока в августе 2007-го область не возглавил бывший замминистра сельского хозяйства Сергей Митин. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2009-м году, когда прошло празднование 1150-летия Великого Новгорода. К области было приковано заметное внимание со стороны федерального центра и Митин все-таки смог «выбить» финансирование под эту стройку века.

Минфин согласился дать области кредит на данное строительство под 2% годовых. Вместе с мостом, решили так же строить автодорогу, которая соединит трассы Новгород-Луга и Новгород- Хутынь. Уже этот факт вызвал много вопросов. У многих горожан возникло впечатление, что в конечном итоге за их деньги, построят мост для транзитеров, которым раньше приходилось делать заметный крюк. О таких настроениях, к примеру, пишет даже газета «Новгородские Ведомости» принадлежащая областной администрации. Появление на северной окраине города еще одного моста никак не исправит ситуацию. Основной поток будет идти через две существующие переправы, поскольку они расположены гораздо удобнее.

Как бы то ни было, в сентябре 2009-го  между областной администрацией и ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» был заключен договор  государственный контракт № 7/09, согласно которому подрядчик обязан разработать всю необходимую проектную документацию по строительству моста и дороги, а так же получить необходимые согласования. Работы были проведены в рекордно короткие сроки и завершены уже к декабрю все того же 2009-го года. Мы говорим о строительстве объекта суммарной стоимость свыше 18 миллиардов рублей (8 миллиардов стоит сам мост и еще 10 миллиардов дорога). Сама подготовка проектной документации стоила 174 миллиона рублей. Сроки фантастически короткие. Стройка века началась, мост должен был быть сдан уже к 2013-му году

И тут появляется Газпром

Во время строительства выяснилось, что недалеко от места стройки находится магистральный газопровод построенный еще в 50-х. Повреждение данного газопровода в ходе строительства или, например, при ДТП на мосту может привести к техногенной катострофе. Ничего не останется ни от газопровода, ни от моста, ни от изрядного куска Новгорода. Газпром естественно всполошился и привлек к делу прокуратуру. Строительство было в начале заморожено, а впоследствии признано незаконным.

Администрация Великого Новгорода отказалось выплачивать те 174 миллиона, что были обещаны подрядчику за подготовку документации. Крайним в итоге был назначен спешно уволенный глава комитета строительства Владимир Алексеев против которого было возбуждено уголовное дело – его обвиняют в причинении ущерба областной казне на 700 миллионов рублей – деньги потраченные на подготовку документации и строительство.

На этом все могло бы и закончиться. Хотя это дело и вошло бы в историю Великого Новгорода как величайшее головотяпство стоившее областной казне 700 миллионов. Но губернатор Митин поспешил заявить, что мосту все-таки быть. С подрядчиком было заключено мировое соглашение, у подрядчика теперь есть около двух лет, чтобы согласовать свой проект с Газпромом, власти в свою очередь пока будут вести строительные работы на берегу.

К строительству на берегу у Газпрома никаких претензий нет – там все необходимые нормы соблюдаются. То есть ни что не мешает строить наземную часть дороги от выезда на Хутынь, до выезда на Лугу. Вообще, по идеи, газопровода в черте города быть не должно, но генплан предполагавший строительство нового моста был принят еще в 88-м году и почти за четверть века газовщики не сделали ничего, чтобы перенести свою трубу. Газпром, конечно, рассматривает обходные варианты, но в отличие от областной администрации не спешит освоить федеральные деньги и проекты подобных сооружений за три месяца не готовит. То есть, в любом случае, газопровод будет демонтирован не раньше 2014-го года и вполне вероятно, что сроки растянутся до бесконечности.

То есть раньше 15-го года строительство как такового моста (сдача которого изначально была запланирована уже на следующий год) даже не начнется. А может не начаться и никогда. Мост находится на самой окраине, всегда можно принять новый генлпан и совсем немного подкорректировать границы города, чтобы газопровод стал полностью законным. Не самая сложная задача для крупнейшей в мире компании. Зато в Новгороде будет замечательная дорога, упирающаяся в реку.

Одно заседание областной думы

На строительство пока что было выделено всего 700 миллионов из обещанных 18 миллиардов. Следующий транш в размере 792 миллионов рублей остался на счетах минфина, поскольку строительство было заморожено на время прокурорской проверки. Для того чтобы использовать данные средства было созвано внеочередное заседание областной думы. Это не нарушение регламента, областная администрация может требовать внеочередного сбора народных избранников, но у многих депутатов возник вопрос – к чему такая спешка. Плановое заседание должно было состояться всего через десять дней.

Пакет документов, которые в итоге приняли депутаты, был составлен достаточно хитро. Кроме выделения средств на стройку туда так же включили выделение 120 миллионов на ремонт моста Александра Невского – одной из двух действующих переправ через Волхов. Об этом давно просил ряд оппозиционных депутатов. Надо заметить, что не так давно, когда выделялся первый транш, областные власти вовсю говорили о том, что эти два моста никак не связаны друг с другом. Поскольку мост Алекснадра Невского находится в собственности муниципалитета, а новый мост и дорога – проект областных властей..

Так же в пакет было включено финансирование ряда дорог в различных районах области. Фактически, администрация области взяла нуждающийся в капитальном ремонте мост Александра Невского в заложники, а депутатов из других районов области «умаслили» выделив деньги на ремонт их собственных дорог. Хотя всем понятно, что каждый из этих вопрос надо обсуждать отдельно.

Вот как эту ситуацию описал депутат областной думы Виталий Кириллов, единственный, кто голосовал против:

«Я только за день до заседания получил документы. Часть документов выдали сегодня на заседании комитетов, а часть документов раздали в процессе сегодняшнего заседания. Вопрос стоял уже давно. Эта гонка, которую начала администрация, совершенно непонятна. Речь идет о расходовании сотен миллионов бюджетных рублей! Хотя любые проекты законов должны рассматриваться по регламенту четыре дня минимум, а подобные вещи — за двадцать дней до принятия решения. Мы еще изучим документацию и, возможно, будем обращаться в прокуратуру за разъяснениями, насколько сегодняшнее решение, в связи с нарушением регламента, правомерно.

Дума — высший законодательный орган и депутаты должны принимать решения не в один день, а проработав во фракциях, подключив юридические службы, экспертов. С избирателями надо посоветоваться. И только потом принять это решение. А не так: Думу как ручную собрали, и она завизировала решение администрации»

Отдельного замечания заслуживает выступление представительницы прокуратуры. Совершенно неожиданно произошел сбой в работе микрофонов. В своей речи она напоминала, что строительство моста запрещено постановлением прокуратуры, и она не видит необходимости в срочном финансировании проекта. Во время ее выступления чудесным образом вышел из строя микрофон. В итоге ее слова и в зале-то слышны были не очень хорошо, а на записи заседания выложенной на сайте областной думы ее речь вообще отсутствуют. Как только ее выступление закончилось связь, чудесным образом снова заработал. Как говорится, расчету микрофона присвоены внеочередные звания.

Если есть желание, то со сканами пакета документов принятого депутатами областной думы можно ознакомиться здесь. Warning: много цифръ и буковокъ.





Дороги, которые выбирает Митин

Поскольку строительство в акватории Волхова, до решения вопроса с газопроводом запрещено, то данные деньги, как и последующие транши, пойдут на строительство наземной части дороги. Что же это за дорога? Вот как ее описывает сам подрядчик разработавший документацию:

Улица предполагает движение общественного транспорта – автобусов. Этим определилось количество полос движения, наличие автобусных остановок и наземных пешеходных переходов. Предусматривается создание велодорожек и надземного пешеходного перехода на с лифтами для маломобильных групп населения. Общая длинна дороги составит 7 километров.

То есть свыше десяти миллиардов рублей областные власти собираются потратить на дорогу длинной шесть километров (900 метров из 7 км занимает мост) и шириной в две полосы. Это безумно дорого даже с учетом пары двухуровневых развязок и лифта для малобильных групп населения. Стоимость каждого километра этой дороги обойдется в 1,7 миллиарда рублей.

Для сравнения средняя стоимость дороги в России находится в диапазоне от 2 до 10 миллионов долларов за километр, то есть от шестидесяти до 300 миллионов рублей. Самый дорогие и амбициозные проекты типа строительства новой трассы Москва-Петербург стоят по 900 миллионов за километр. Это в России, где строительство и ремонт дорог одна из самых коррумпированных областей. 1,7 миллиарда за двухполосную дорогу не лезет ни в какие ворота даже на этом фоне. Воровством бюджетных денег от этого мегапроекта Митина несет за километр.

 Ясно, что главная цель этой стройки не улучшить транспортную ситуацию в городе, а помочь кучке чиновников набить свои карманы минфиновскими деньгами многократно завысив стоимость строительства. А потом оставить на долгие годы новгородцев расплачиваться по миллиардным долгам под 2% годовых. Чтобы отдать эти долги и не ужимать другие части бюджета нужно отказаться от строительства и ремонта дорог примерно на 15 лет. Вряд ли Митин просидит столько в губернаторском кресле, то есть долги останутся по наследству.

За два года, пока Газпром будет решать, что ему делать со своим газопроводом, действительно можно провести все наземные работы и построить две тупиковые дорожные ветки, упирающиеся в Волхов. То есть снять основные сливки и украсть несколько миллиардов рублей. И тут уже совершенно неважно – будет мост или нет. Его стоимость на фоне стоимости дороги смотрится достаточно адекватно российским реалиям. Будет – хорошо, заинтересованные личности смогут заработать еще немного денег, не будет – ну и черт с ним, заинтересованные личности в накладе не останутся.

Особенно прекрасен тот факт, что Митин, который и является главным движителем реализации этого прожекта, в каждом своем интервью говорит о бюджетном дефиците и необходимости его сокращать. Призывает экономить каждую копейку, но сам проталкивает абсолютно безумный проект дороги и моста.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Об этом заявил официальный представитель МИД исламской республики Насер Канани Чафи.    «Защита своей земли и святынь от оккупации, агрессии, ежедневных преступлений и терроризма, организованного сионистским режимом, является естественным и законным правом угнетенной палестинской ...
Как выяснили корреспонденты американского издания The Washington Post, Киев получает деньги за то, что позволяет иностранным авиакомпаниям проводить самолёты через воздушное пространство Украины. Более того, по словам журналистов, авиакомпании могли оказать давление на украинские власти, ...
Кто знает вторую строчку этого стихотворения, тот молодец! А кто знает автора - тот вообще хорошо в школе учился. Фотограф Наталья Ветошкина ...
Сразу оговорюсь - бороться с данной пагубной зависимостью можно и нужно, другое дело, что это отдельная область науки, нуждающаяся в правильной популяризации. У нас же, всё как всегда - через задницу . Примеров подобных можно привести массу, они хорошо известны. Но порой доходит до ...
#жилабылаосень - 27 ноября 1853 года по высочайшему повелению императора Николая I в городе Остров на Псковщине был завершен двухпролетный цепной висячий транспортный мост через реку Великую (автор проекта военный инженер М.Я. Краснопольский). На открытии по мосту прошел сам ...