Как учили в царской России и в СССР
akozmin_7 — 28.10.2021Один из читателей моего канала прислал очень интересную подборку на тему сравнения уровня обучения во времена царской России и в советской школе. Почитайте, это стоит потраченного времени ...
Один из крупнейших математиков современности академик Владимир Арнольд: «Царская церковноприходская школа давала значительно большее развитие мозговых извилин, чем нынешняя десятилетка.»
А.А.Любищев, учёный, создатель знаменитой системы учёта времени и исследователь советской средней школы, герой повести Д.Гранина "Эта странная жизнь" в 1957 году писал: «Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы».
Известный хирург, герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии Ф.Г.Углов пишет в своих воспоминаниях, что ему очень не хватало знания иностранных языков, для того, чтобы знакомится с заграничной медицинской литературой. При этом упоминает своего учителя Н.Петрова, получившего образование до революции, знавшего пять языков, и прошедшего за границей стажировку.
Академик Раушенбах, один из создателей советского космоса: «Советская школа каждый год менялась. И самое яркое событие — очередная ее реорганизация. Это было нечто ужасное. Из-за этого я совершенно не усвоил, например, химии, потому что появился преподаватель — «левак», уж не знаю, был ли он искренний «левак», то есть приверженец новой системы, или жулик. Уроки он проводил так: «Учебники перед вами? Откройте страницу такую-то, параграф такой-то». Мы открываем. Причем учебник не на одного, а на пять человек. Садимся в кружок, преподаватель говорит: «Ну, теперь читайте, если что будет непонятно, спрашивайте». Мы сидим голова к голове и, конечно, начинаем рассказывать всякие истории, не заглядывая в книгу. Но, чтобы не влипнуть, время от времени задаем вопросы: «Вот здесь непонятно сказано, что хлор соединяется с чем-то…» Он с важным видом объясняет. «Ах да, теперь понятно…» И опять начинаем болтать. Так проходит урок, в результате которого мы ничего не усвоили.»
«Странные истории приключались у нас в школе того времени, но я бы сказал так: в среднем учителя были хорошие, они старались не реагировать на всякие теоретические новшества. Старые дореволюционные учителя учили нас хорошо, и я им очень благодарен по сей день.»
«Гуманитарных предметов тогда не было, а то, что нам преподавали, можно назвать как угодно, только не гуманитарными дисциплинами.»
До революции в России было уже два Нобелевских лауреата, и что характерно, оба не были выходцами из аристократии, а в СССР первые Нобелевские лауреаты появились уже только через 40 лет.