Как у них получилось

Младший искал в Читай-городе одну мангу, ну и я побродила меж полок и посмотрела, что там дают. Давали среди прочего "Немцы после войны: Как Западной Германии удалось преодолеть нацизм" Николая Власова, и я такая "о, я ж хотела ее прочитать!". И взяла. Читала потом долго и по чуть-чуть, вечерами, и каждый вечер у меня по чуть-чуть портилось настроение. Ну или просто ложилось это все на унавоженную ремонтной депрой почву...
Нет, книга-то хорошая. В том и проблема. Она ясно и доходчиво донесла ответ на поставленный в заголовке вопрос. И не то чтоб я его раньше не знала, но известен он был мне довольно поверхностно (в принципе, неудивительно), абстрактно и отрывочно.
Есть, как верно было замечено в самой книге, два одновременно существующих мифа: первый - это "никак, все они там до сих пор лютые нацики", а второй - "вот как начали их бомбить, так они тут же всё поняли и раскаялись, а кто тогда не понял - понял и раскаялся, когда пришли американцы (вариант "советские") и открыли им глаза на преступления нацизма, а всех остальных денацифицировали". Ну а потом без люстрированных нацистских прихлебателей атланты демократии расправили плечи и всё само собой заколосилось и расцвело, так и колосится до сих пор.
Само собой, как это обычно бывает, истина посередине. Хотя лично я бы сказала, что она ближе к первому мифу, чем ко второму. А ответ на поставленный вопрос простой: деньги, контроль, деньги, деньги, контроль, деньги, много денег, очень много цинизма и снова деньги. Вот и всё.
Нет, автор не так написал, само собой. Это моя выжимка, тоже довольно циничная. Хотя как еще о политике, если не цинично? А это была именно политика. Политика и психология толпы. Никаких лубочных картинок, никаких статыщ кающихся под бомбежками фрау, никаких в ужасе прозревающих на сеансе фильма о концлагере херров (херры и фрау вообще в большинстве считали это фейками, которые сняли победители, чтобы опорочить их мальчиков). Да и пресловутая денацификация, прямо скажем, была проведена... весьма приблизительно, скажем так.
Но нет, настроение у меня портилось не потому что когда-то несколько десятков лет назад кто-то не наказал как следует этих фрицев, а фрицы поголовно не вверглись в коллективную ответственность (а они не вверглись нифига). А потому что подавляющее большинство населения планеты Земля (и вовсе не только люди на постсоветском пространстве) представляет себе эту историю в виде этакого лубка, волшебной сказки, причем сразу начиная с той части, где сестры Золушки танцуют в раскаленных башмаках. И ладно бы просто представляли, черт бы с ними, но ведь они делают далеко идущие политико-социальные выводы на основе этой сказки. И особо мечтательные мечтатели хотят повторить, вот только - упс, а повторять-то нечего. Нельзя повторить то, чего не происходило. И уж точно нельзя воплотить в жизнь волшебную сказку, даже страшную. Гражданин Моргентау гарантирует это. Гражданин Маршалл закатывает глаза до щелчка.
А в реальности никакой сказки не было. И бомбимые союзниками немцы не проклинали Гитлера, они проклинали тех, кто их бомбил. Голодающие после войны и капитуляции немцы проклинали тех, при ком стало голодно (и это был не Гитлер). Иногда что-то говорили о том, что фюрер и партия их предали - ведь обещали победу и арийский мир, а сами-то разбежались, не сдюжили и сдались. Чуть оправившиеся от бомбежек и голода немцы в массе своей не славили героев Сопротивления, не требовали расправ над высокими чинами партии и не требовали посадок нацистских деятелей, о которых точно было известно, что они лично участвовали в планировании и разработке чисток и даже несли службу в концлагерях. Они называли таких заключенных (если их заключали, а это случалось, вопреки волшебному лубочному мифу, очень, ОЧЕНЬ редко) "мучениками за немецкий народ" и требовали их освобождения. А особо ретивых требователей правосудия гнобили как германофобов, буллили, осуждали и кой-кого довели вовсе до самоубийства. И никакого массового покаяния, никакого массового прозрения - не было. Зато были массовые возвращения на прежние (или похожие, но достаточно высокие) должности нацистских деятелей политики, науки и бизнеса.
Нет, совсем уж наглые призывы возродить Рейх и вернуться к истокам пресекались, конечно. Попытки заявить, что клятых жыдофф, во-первых, никто не трогал, а во-вторых - они сами виноваты, давились. Когда на совсем уж высоком посту оказывался совсем уж одиозный партиец, его, бывало, даже увольняли (ну или тихонько удвигали на не такую заметную должность). Но нет, не было никакой массовой люстрации с децимацией.
Однажды на каком-то интервью Кинга спросили, мол, раньше же вас многие критиковали, а как теперь обстоят дела с критиками? И он с улыбкой ответил что-то вроде "а мои критики просто все уже умерли, и критковать меня некому". Вот примерно так же и немцы преодолели нацизм. Просто умерли все те, для кого он что-то значил и кто что-то о нем помнил, кого он лично касался, кто ощущал себя принадлежащим к той системе, вольно или невольно, у кого поднимался внутренний протест при попытках обсудить "что Германия принесла миру". Все усилия победителей, все примененные тогда политтехнологии, все нажимания на особые психологические кнопочки и все механизмы прямого бесхитростного контроля и подавления - все это сработало спустя два поколения, когда выросли даже не дети гитлеровской Германии, а уже дети этих детей, которые совершенно точно не имели отношения к почившей системе и могли себе позволить обсуждать ситуацию плюс-минус отстраненно. Так что к списку выше я бы, пожалуй, добавила еще "...и много-много времени".
Это был действительно уникальный политико-социальный эксперимент. Экспериментаторы, конечно, страшно косячили, где-то перегибали, где-то недорабатывали, о чем-то не сразу догадались, кого-то умного не сразу послушались, но да, у них получилось. Ну, ровно настолько, насколько в принципе в обществе хомо может получиться проект "избавить какую-то нацию от нацизма". И эксперимент этот не имеет вообще ничего общего с существующей в большинстве голов картиной.
А книга хорошая, очень советую, почитайте.
|
</> |