Как-то мрачно всё...
elhombresombro — 10.03.2018Одной из главных составляющих успеха художественного произведения является, наряду с увлекательным сюжетом и проработанными персонажами, является общая атмосфера, которая призвана задавать и поддерживать определённое настроение. Что же такое эта атмосфера, и с чем её едят? Точнее, в данном случае, как раз наоборот - как её правильно приготовить, чтобы читателю было "вкусно"?
Поскольку сам я, как автор, тяготею в первую очередь к созданию текстов в жанрах тёмного фэнтези и хоррора, для меня главным является создание мрачной, гнетущей атмосферы, от которой читателю должно время от времени становиться не по себе. Да - именно это любят читатели указанных жанров, особенно - хоррора. Было бы странно читать произведения, которые претендуют на то, чтобы называться "ужасами" - но не пугают.
Когда я делал свои первые шаги в литературе, мне катастрофически не хватало выразительных средств, необходимых для того, чтобы подчеркнуть, что описываемые в некий конкретный момент события страшны или трагичны. Поэтому я шёл напролом - то и дело на страницах моего первого романа кто-либо "осознавал весь ужас происходящего", чьи-то глаза "расширялись от ужаса" и т. д. С годами я стал понимать, что атмосфера создаётся не таким вот прямолинейным нагнетанием и даже не непосредственным описанием каких-то страшных событий. Она таится в деталях.
То есть - когда в келью монаха врывается зомби и разрывает несчастного на куски - это прямая визуализация ужаса. А вот если перед тем, как преподнести читателю эту сцену, мы опишем, как:
1. Монах мечется по келье с последней свечкой в руках, тревожно слушая доносящийся снаружи шум дождя и предчувствуя приближение большой беды;
2. Он видит, как крысы в панике выбегают сквозь дыры в стенах прямо под дождь;
3. Со стороны кладбища по извилистой дороге к жилищу монаха медленно и неотвратимо приближается мертвец, и под его ногами чавкает грязь
- вот в этом случае наше произведение становится уже намного более атмосферным. И чем больше деталей - тем лучше. Звуки, запахи, погода, надписи на стенах, выражения лиц второстепенных и третьестепенных персонажей - вплоть до случайных прохожих, обрывки фраз, звучащие вокруг идущего по улице героя - из всего этого она, родимая, и складывается. Не лишним будет также подзарядиться сторонним влиянием, обратившись к произведениям, в которых присутствует нужный нам элемент. Так, перед тем, как начать писать "Пастыря мертвецов" (скоро на бумаге), я перечитал "Ведьмака" Сапковского и "Каньон холодных сердец" Баркера, а прежде чем взяться за "Петроградского потрошителя" - пересмотрел фильм "Из ада".
Надеюсь, мои советы будут полезны начинающим литераторам.
До новых встреч.
|
</> |