Как строили в Древнем Риме.
clio_historiya — 15.12.2023Покуда Колизей неколебим,
Великий Рим стоит неколебимо,
Но рухнет Колизей - и рухнет Рим,
И рухнет Мир, когда не станет Рима.
Дж. Байрон
Нерушимые здания
Кажется, что все в этом мире имеет свой конец - кроме того, что было возведено древними римлянами. Того, конечно, что не растаскали по частям после распада империи и не разрушили до основания войнами. Сами посудите, Мезон Карре - «квадратный дом», был построен в центре города Нима в начале первого столетия нашей эры.
Куда уж без вечного, наверное, Колизея в Риме. Чтобы построить его, много времени не понадобилось - на строительные работы ушло около девяти лет. Задействовано при этом было более 100 тыс. рабов, которых специально привезли в Рим из Иудеи.
Стены храма были возведены из каменных или мраморных блоков известкового туфа, который привозили из Тиволи - этот город на карте расположен в 24 км в северо-западном от Рима направлении.
При возведении внутренних стен также применяли кирпич и туф. Мраморные и каменные блоки были соединены тяжёлыми стальными тросами.
Если вам и этого мало, то вспомним Башню Геркулеса в городе Ла-Корунья, который в настоящее время принадлежит Испании. Строение на высокой скале появилось еще в 117 году нашей эры. Сейчас же это единственный действующий маяк работы древних мастеров, а внутри нее сохранились конструкции начала того тысячелетия.
И таких зданий десятки, а секрет их долговечности исключительно в инженерных решениях о которых мы и будем сегодня рассказывать.
Дороги Рима
И первое, с чего хотелось бы начать - это дороги, ведь для столь монументальных строений материалы нужно было доставлять, а благодаря дорогам это делалось в разы удобнее и быстрее.
Как и здания, они создавались настолько хорошо, что многие из них до сих пор годятся для использования. В начале рыли котлован глубиной около метра, затем на дно траншеи устанавливали широкие каменные блоки, после чего оставшееся место заполняли толстым слоем гравия.
Самый верхний слой укладывали специальными плитами с выпуклостями, по которым могла стекать вода. Как известно, инженеры империи настаивали на создании исключительно прямых дорог, требовавших огромных ресурсов для очистки местности, через которую эти дороги проходили, зато позволяли значительно сократить их протяженность, но при этом значительно увеличить общую износостойкость.
Но если дорогами удивить сложно, то что вы скажете о следующей римской технологии, которая явно опережала своё время?
Мельница в строительстве
Мельница - лесопилка была ярким примером удивительно сложной техники строительства, созданной в Римской империи. Она состояла из возвратно-поступательной пилы, приводимой в действие напором на водяном колесом.
Мельница могла резать большое количество дерева или камня, тем самым экономя огромное количество усилий. Водяное колесо было соединено со стержнем, связанным с одной или несколькими пилами, приводимыми в действие кривошипом.
Самой ранней известной лесопилкой была мельница Иераполиса, построенная в 250-300 годах нашей эры. Это была самая ранняя известная машина, в которой использовался кривошип с шатунным механизмом. Рельеф на саркофаге Марка Аврелия Аммиана , который датируется 250-300 годами н. э., в древнем городе Иераполис недалеко от современного Памуккале в Турции, дает четкое представление о том, как она функционировала.
Лесопилки - мельницы широко использовались для резки мрамора. Римский поэт по имени Авзоний пишет в эпической поэме о реке Мозель в Германии в конце 4 века н. э. и описывает пронзительный звук водяной лесопилки, используемой для резки мрамора.
Таким способом и делалась знаменитая римская плитка, которой впоследствии обшивали строения, но что нужно для любого строительства? Правильно, вода!
Акведук
Как и дороги, акведуки феноменальной длины стали визитной карточкой и настоящим инженерным чудом в жизни римлян. Одним из ограничений роста древних городов была невозможность добраться из любой его точки до воды, и эта проблема была решена.
Глубокие долины при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров были соединены мостами или вода заводилась в свинцовые, керамические или каменные трубы - дюкеры, но обычно прятали водопровод в самих мостах, как делают и в современном мире.
Важно понимать, что для работ с тем же древним кирпичом или бетоном, требовались огромные водные ресурсы, а акведуки фактически освобождали тысячи рук, которые могли заниматься строительством, а не подносом воды.
Ну а теперь предлагаем поговорить об уникальных инженерных решениях, которые римляне первыми начали реализовывать при строительстве.
Купола и своды
Первыми в истории именно римляне сумели создать огромные открытые внутренние пространства, благодаря осознанию того факта, что арку можно было вращать в трех измерениях. А для создания мощной и надежной силы, позволяющей удерживать такие сооружения, было необходимо особое вещество, которым стал бетон - достижение римлян, но о нем чуть позже.
Чтобы подкрепить горизонтальные тяги большого полусферического купола, поддерживающие стены были застроены за пределы основания, по крайней мере, до кустов купола, а затем купола иногда покрывали конической или многоугольной крышей. Также использовались различные формы, включая мелкие купола блюдца, сегментные и ребристые купола.
Каркас делали из деревянных балок, которые потом укладывались специальной кирпичной кладкой позволяя конструкции равномерно распределять нагрузку. При чем бетонная заливка тут использовалась скорее, чтобы декорировать и сгладить углы, для придания правильной формы купола или спрятать их на фасаде здания.
А далее - решение, которое точно не ожидаешь увидеть в строительстве с давностью в пару тысяч лет.
Пол с подогревом
Римляне впервые применили идею, которая до сих пор используется при строительстве, теплых полов. Технология представляла собой сооружение из глиняных полых колонн, которые встраивались под основание пола, и решали сразу несколько проблем: проблему огня и проблему дыма.
В основном это использовалось в римских банях, где нужно было значительно протопить большие площади, без риска отравить людей дымом. К сожалению, после падения Римской империи, опыт использования этой строительной технологии надолго исчез из истории.
Канализация
Монументальные коллекторы римлян стали одним из самых знаковых творений при том, что изначально строились совсем для другой цели. Первоначально «Клоака Максима» - Крупнейшая канализация, при дословном переводе, создавалась для слива части воды из местных болот.
О масштабе сооружения говорит тот факт, что в ряде мест канализации могли разъехаться сразу две телеги. Канал достигал 3 метров в ширину и 4 в глубину. Римляне использовали не только уклон и гравитацию, но и насосные станции, поднимавшие жидкость на возвышенности.
Начиная с 600 года до нашей эры и в последующие сотни лет было добавлено множество водных путей. На данный момент сложно точно определить, в какой момент эта система стала полноценной канализацией, однако по мере роста городов канализация стала проникать в них глубже и глубже, со временем полностью охватив их.
Арка из сегментов
Хотя такое изобретение, как арка не принадлежит рукам римлян, они нашли возможность его усовершенствования. Инженерам римлян удалось постичь, что для придания конструкции прочности, арка не должна состоять из одного сегмента, когда ее можно разбить на множество мелких деталей. Это позволило создавать намного более мощные и надежные мосты, которые можно было ставить в несколько пролетов.
Лимирский мост на юго-западе Турции, длиной 330 метров, имеет 26 сегментных арок с небольшим подъемом, что дает мосту чрезвычайно плоский профиль, который оставался непревзойденным в течение целого тысячелетия.
Мост Траяна через Дунай имел деревянные сегментные арки с открытыми сводами, которые опирались на 40-метровые бетонные опоры. Он стал самым длинным арочным мостом в истории на следующую тысячу лет в целом, так и по длине отдельных пролетов. Самый длинный уцелевший мост — Римский мост в Мериде длиной 790 м.
Но как вы понимаете, строить подобные объекты без специализированной техники практически невозможно, а римляне смогли и создали уникальные устройства, про которые расскажем дальше.
Устройства для строительства
Как мы и рассказывали, за время расцвета римской империи, обработка камня сильно усложнилась. На ряду с зубилами, кирками, тесовиками и киянками, применявшимися для грубой отески, для получистой отески римляне широко употребляли троянку и целую систему зубаток, кирочек и тесовичков.
Подъемный механизм - триспаст составляется из двух деревянных брусьев и прикрепленных к месту их соединения блоков, одним стационарным верхним и вторым подвижным нижним, ну и клещи для захвата камней. Канат, через третий нижний блок, наматывался на ворот, приводившийся рычагами в движение. Навиваясь, канат поднимал тяжесть и, сматываясь с ворота, опускал ее на предназначенное место.
Полиспастом называлось аналогичное подъемное устройство, но с пятью блоками. Это сложное инженерное орудие труда, построенное на сочетании системы блоков, ворота и рычага. Двигательный механизм и передаточный механизм триспаста сочетались с исполнительным механизмом, в виде простых клещей или же крюка.
Для поднятия больших тяжестей двигательный механизм дополнялся деревянным ступательным колесом. Оно приводилось в движение рабами, переступавшими внутри колеса. Наиболее развитые триспасты и полиспасты, по видимому, ставились на круглую деревянную платформу, вращавшуюся вокруг деревянной вертикальной оси, как на современных подъемных кранах.
Кстати, важно уточнить, как организовывался процесс постройки зданий, ведь планирование работ было очень прогрессивным, похожим на современное.
Организация труда на стройке в Риме
Если в деталях конструктивных приемов проявляется свойственный им дух экономии, то в общем распределении труда сквозит их организаторский гений: методическое распределение обязанностей нигде не достигало еще такого уровня.
Эта система получает особенно яркое выражение при декорировании корпуса зданий. Существует крайне незначительное количество сооружений, как например Пантеон, в которых колонны устанавливались одновременно с возведением стен; обычно же декоративные части готовились во время кладки стен и устанавливались позднее, что давало большое преимущество в отношении быстроты постройки.
Римляне прежде возводят здание, потом при помощи скоб на стены навешивается мрамор или же они покрываются слоем штукатурки. Такой метод неизбежен в архитектуре, где строение массива не поддается художественной обработке, но он имел самые печальные последствия с чисто художественной точки зрения.
Привычка римлян рассматривать отдельно отделку и постройку зданий неизбежно привела к тому, что они стали считать эти факторы совершенно независимыми друг от друга. Отделка превратилась мало-помалу в произвольное убранство, а здания в последние годы Римской империи получались более типовыми и скучными, чем на рассвете империи.
Ну а теперь про самое важное изобретение, которое перевернуло строительные технологии того времени.
Знаменитый бетон
В наше время бетон является повсеместно используемым при строительстве самого разного масштаба. Античный бетон состоял из смеси вулканического пепла, щебня, извести и песка. Бетон позволял производить заливку любой формы, и был необычайно прочным.
Под этим термином подразумеваются крошечные, ярко-белые кусочки минерала, известные как “известковые класты” , говоря народным языком - маленькие кусочки негашеной извести, которые в изобилии встречаются в образцах римского бетона. Как показали дальнейшие испытания - такой бетон сталкиваясь с водой не разрушался, а наоборот вбирал в себя часть влаги укрепляя общую структуру.
По мнению ученых, негашеная известь была создана специально как дополнительный ингредиент в бетоне и вовсе не являлась признаком низкого контроля качества при изготовлении смеси, ведь у римлян была невероятно строгая дисциплина и безукоризненное следование разработанным технологиям.
При рабском труде в милитаризированном обществе, просто не могли дать схалтурить, да еще и при возведении каждого здания.
Заключение
Римская Империя пользовалась невероятными строительными технологиями, которые актуальны до сих пор, а благодаря строгому контролю качества и соблюдению технологий, здания стоят тысячелетиями и тут нам есть чему поучиться.
|
</> |