Как становятся химиками
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Поурочное планирование двадцатилетней давности, наверное, никому не интересно, поэтому начинаю прыгать по программе, останавливаясь лишь на важных моментах.
Кислород я давал , не отклоняясь от программы, просто уйдя на месяц вперёд, но именно в этой теме ученики начинали писать уравнения химических реакций. Здесь же вводилось важное понятие, отсутствовавшее в программе: реакции, которые не идут. Оксиды хлора или серебра существуют, но реакция между хлором и кислородом не идёт, ибо эндотермична.
В этой же теме давались валентности и составление формул бинарных соединений. Валентности не заучивали. Никаких стишков: "Калий, натрий серебро -- одновалентное добро". Вновь таблица Менделеева (если элемент в третьей группе, то валентность три у него есть непременно). Плюс таблица растворимости, где можно поглядеть валентности основных металлов. По-настоящему данный вопрос пойдёт при изучении темы "Степени окисления", а пока достаточно и этого.
В сентябре была всего одна практическая работа: лабораторная посуда и приёмы обращения с ней". В октябре получаем кислород, все жгут лучинки в кислороде и радуются. Обязательно демонстрации: покупал в аптеке подушку с кислородом и жёг в кислороде фосфор, гитарные струны и прочие неподходящие вещи. Как с этим быть сейчас, когда школы лишены самого необходимого, не знаю.
Водород и газовые законы. Тут была лабораторная работа "Получение водорода и определение его чистоты". Очень важно было объяснить ученикам, что результат должен быть реальным, а не желаемым. Грязный водород сгорает с лающим звуком, чистый -- с тихим хлопком. Вы должны уметь отличить один от другого. На самом деле всего один аппаратик был доведён до ума и давал чистый водород, все остальные подсасывали воздух. Тем не менее, по-началу, многие пытались писать в тетради, что ими получен чистый водород.
Тут первый раз появлялся ряд напряжения металлов. Водород восстанавливает из оксидов те металлы, которые в ряду напряжений находятся правее цинка. После цинка в скобках ставился знак (Н). Потом, когда в теме "Кислоты" проходили реакцию металлов с кислотами, говорилось, что водород из кислот вытесняют те металлы, что в ряду напряжений стоят левее свинца. Соответственно, для металлов, стоящих между цинком и свинцом, реакция будет обратимой. Рассказывал, как можно сдвинуть реакцию в нужную сторону. Упоминал даже принцип Ле-Шателье.
Гидроксиды: Продукты сочетания оксидов с водой. Большинство оксидов с водой не реагируют, но гидроксиды существуют и могут быть получены иными способами, которые мы изучим в самом скором времени. Формулы гидроксидов объяснял на примере гидроксида AL и борной кислоты. Структурные формулы этих веществ совершенно одинаковы, а свойства различны. "Через полгода мы узнаем, что химическая связь это результат взаимодействия электронов, которые входят в состав атома. Металлы -- элементы, слабо удерживающие свои электроны, неметаллы -- сильно. Поэтому бор будет удерживать атомы кислорода сильнее, чем аллюминий. В результате, в одном случае реакции будут идти предпочтительней по водороду, а в другом по группе ОН". Схематизм отчаянный, но дети его принимают и понимают, что гидроксиды могут быть кислотами и щелочами.
Урок, посвящённый кислотным свойствам оксидов. Основные, кислотные, амфотерные. Все оксиды неметаллов -- кислотные. Оксиды металлов с валентностью IV и более -- тоже кислотные. Амфотерные записывались в конец тетрадки, где собраны исключения.
Типичная ошибка учителей: часто говорят, что амфотерные оксиды (и гидроксиды) обладают одновременно кислотными и основными свойствами. Это не так. В зависимости от кислотности среды амфотерные вещества обладают либо кислотными, либо основными свойствами. С сильными кислотами они слабые основания, со щелочами -- слабые кислоты. Но одновременно проявлять те и другие свойства невозможно.
Один урок на кислоты, один на основания (закрепление будет потом) и лабораторная работа "Индикаторы". Я непременно приносил в этот день отвар свёклы и черничный компот. В кислой среде они красные, в щелочной -- зелёные, а в нейтральной черника -- синяя, а свёкла -- фиолетовая.
С основаниями всё просто: растворимые основания (щелочи) сильные, нерастворимые -- слабые. Основные оксиды реагируют с водой, если получаются щелочи. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются на оксид и воду. Малорастворимый гидроксид кальция занимает промежуточное положение, для него возможны обе реакции и, меняя условия, мы можем сдвигать равновесие в нужную нам сторону.
С кислотами сложнее. Кроме гидроксидов к кислотам относится ещё множество веществ.
Но об этом -- завтра или послезавтра в зависимости от того, как и когда меня отпустят домой из больницы.
|
</> |