Как спасает водка
eriklobakh — 05.03.2015 Самое ужасное, что может быть - это поставить человека в беседе в неудобное положение в случаях, как в "Мещанине во дворянстве". Это только Мольер и т.д. высмеивали ситуации, когда человек "неожиданно узнал, что он говорит ПРОЗОЙ". На самом деле - обидеть человека в данном случае, а внутренне и невероятно оскорбить, - это признак ужасного бескультурия, на мой взгляд. Сам потом выучится. Я уж молчу о том, что в таком случае и беседа свернётся, и вопрос не решится, если вы в этой беседе решаете какой-то вопрос, и он будет вам врагом на всю жизнь, да и вообще это нехорошо.Надо как-то выкручиваться.
Сегодня у меня был один такой случай - второй по значимости в моей коллекции, но сначала начну для примера с первого случая, который произошёл со мной давно - ибо это наилучший пример.
Где-то лет десять назад избрали новую ГосДуму, и мне понадобился один вновьизранный депутат по одному деловому вопросу.
Пошли мы с ним это обсудить в ресторан. Депутат совсем новый, из далёкого города, но ведёт себя как классический экземпляр "из грязи в князи". Но в целом очень милый и добрый. Часы здоровенные золотые с каменьями, гонор просто невероятный, костюм с отливом и все дела. Диалог в начале вышел такой:
- Что будем пить?, - спрашиваю я. - Вино?
- Да, это лучше.
- Какое хотите?
- В последнее время я привык только к "шато".
Он привык. Но, естественно, ещё не успел узнать, что "шато" - это не название вина, не сорт винограда, не страна производства, не цвет и не прочие показатели. Это просто "зАмок", в котором оно произведено. Скажем, если я у себя на даче начну производить вино на продажу хотя бы даже из мерзкой "изабеллы", единственного сорта винограда, который растёт в Подмосковье - и продавать, то на бутылках буду писать "Шато Лобах".
Любой сорт и качество вина может производиться в каком-нибудь "шато" - и эта приставка ровным счётом ни о чём не говорит сама по себе. Более того, это вино может даже и не в "шато" производиться - это может быть просто название марки, а производиться на обычной ферме (если не в колхозе), при том, что разливаться - на московском заводе. Ну, это ещё не в худшем случае, может же и в Осетии. Вероятно, моему собеседнику повезло как-то выпить в компании условного Абрамовича не нравящеесе мне бардо из какого-нибудь условного "Шато Ротшильд", а может там даже был не "Ротшитьд", а какое-то сложное название с приставкой "шато", и он решил, что "шато" - это и есть название, при чём крутое, для высшего света евреев-банкиров и московских чиновников.
Что было делать? Хорошо хоть - я прям сразу понял - в чём ситуация (могло бы и не дойти - и тогда неудобная ситуация была бы гарантирована в самом начале). Похихикать - вообще исключено, но и задать вопрос "Какое "шато"?" - это всё-равно, что похихикать. Даже винную карту при этом просить как-то неловко - там может быть полно "шато", значит придётся выбирать - и он, если я буду выбирать - может что-то заподозрить про "шато". А может там вообще ни одного "шато" не будет, но все вина будут прекрасные - но не предложить же ему "дешёвку-не-шато" - он подумает, что я экономлю - и т.п. Ужас, а не ситуация.
Пришлось сразу же сообразить и сказать - "А давайте лучше водочки!". Вышло в итоге даже ещё лучше - во-первых, ему привычней и по-свойски. Во-вторых, это дало ему с самого начала то моральное преимущество, что он аристократ, воспитанный на французских винах, а я обычное быдло - и можно со мной поэтому говорить снисходительно, но вежливо - как если бы помещик ранга Троекурова хотел бы быть вежливым и покровительствующим деревенскому священнику или мелкому помещику типа Дубровского-отца в моём лице. А мне это было и нужно. Всё получилось хорошо.
Сегодня же я не смог выкрутиться, но мягенько попытался замять дело. Тут уже случай не с "новым богатым", а с "новым интеллектуалом".
Разговор зашёл о музыке, я просто не рассчитал. Дёрнуло меня сказать, что люблю больше классику. Ну, беседа-то "интеллектуальная". На что мне мой собеседник - возьми и скажи, что "и он тоже", а самое его любимое - это "увертюра Герберта фон Караяна". Вот именно это словосочетание и сказал. Пообучались умным словам и фамилиям...
Видите ли, тут даже не спросить "какая?", вот в чём штука. Где-то когда-то человек слушал какую-нибудь увертюру к какой-нибудь опере в исполнении оркестра под управлением Караяна. А может и этого не было - просто слово "увертюра" понравилась, а "Герберт ФОН Караян" вообще звучит как шик-блеск, и есть маленький шанс на то, что собеседник может и вообще не знает - кто такой Караян - и просто испугается имени, впечатлится. Так меня с какой-нибудь Клодовской-Кюри (или как там пишется её фамилия?) можно напугать - я понятия не имею - что она делала и вообще электричества боюсь, не говоря уж о радиации.
Сначала я с ужасом подумал - может правда Караян написал когда-нибудь какую-нибудь оперу, например, и у неё есть увертюра. Ну, мало ли, - дирижёры иногда балуются композиторством. А я и не знал. Но тут же мысль отбросил - как абсурдную. В конце-концов - я бы знал, да и вряд ли кто-то будет считать "любимым произведением" ремесленную шутку не-композитора.
Страшная ситуация, повторяю. Пришлось, как обычно, - "перейти на водку" - т.е. сказать - "О, Карян гений, конечно; но есть ещё и современная музыка - я её тоже люблю иногда слушать". И назвал уж в который раз Земфиру почему-то: первое, что на ум пришло. Надо сказать - Земфира Рамазанова - меня не первый раз спасает, а многие её ещё не любят! Да вы просто не умеете её пить!
Кажется - на собеседника я произвёл впечатление глупого выскочки, который любит ширпотреб. ДАЖЕ не Агузарову. Ничего не поделаешь. Пойду слушать Земфиру - ибо простые удовольствия - последнее прибежище.
|
</> |