
Как советский студент смастерил автомобиль GT-77 и стал лауреатом «Гран-При»

Кто из мальчишек в детстве не мечтал создать свой автомобиль?
Так сложилось, что мальчики всех возрастов любят почти одно и тоже, только вот масштабы их увлечений с возрастом становятся всё значительнее. Сегодня я хочу рассказать историю о талантливом инженере-конструкторе из Армении. В советское время он создал очень интересную, совершенно не похожую на другие, модель автомобиля.
С раннего детства Рафик Ордян увлекался чтением технической литературы. В свободное от учёбы время родители часто видели сына или с паяльником, или с журналом в руках. Конечно, самыми любимыми были номера журналов «Техника молодёжи» и «Юный техник».
В 13 лет Рафик сам собрал с нуля по инструкциям FM-радио. И детали использовал из бытовых изделий. А затем он купил журнал «Молодой инженер». Статья «Юный сибиряк - 62», в которой шёл рассказ о самостоятельном создании автомобиля, стала переломной в жизни нашего героя. Идея сделать собственный автомобиль, который будет не похож на другие модели, прочно засела в голове юного конструктора.
В 16 лет парень первую часть своей идеи осуществил. Машина с именем «Багги-модель» произвела фурор среди его друзей и одноклассников. Так Рафик получил свой первый опыт проектирования и создания автомобиля, и это приблизило к осуществлению его мечты. А эту машину он подарил своим друзьям.
После окончания школы юный изобретатель поступил в Ереванский политехнический институт, на факультет кибернетики. Учился Рафик на «отлично», увлекался физикой и мечтал, что защитит диссертацию в Дубне. А на последнем курсе института наш герой принялся за проектирование автомобиля.
В процессе работы по созданию машины Рафик столкнулся с трудностями. Как оказалось, его инженерных знаний было мало для проектирования и строительства GT-77. Приходилось осваивать ещё и другие профессии. Например, ему понадобилось освоить специальность макетчика, химика, жестянщика, кузнеца. Для подключения электропроводки нужны были знания электрика. А ещё важно было грамотно сварить автомобиль и покрасить…
Для создания автомобиля Рафик в подвале дома обустроил мастерскую. Комната была тёмной, низкой, пыльной, но других возможностей не было.
Затем его повышают до ведущего инженера этого отдела. А всё своё свободное время Рафик посвящает своему детищу. Времени на проектирование и строительство нужно было много, требовались месяцы и годы. На одну только дверь понадобилось полгода работы.
Но, он ведь создавал необычный автомобиль, о чём и рассказывал в своих интервью: «У меня была одна цель — создать современный и оригинальный автомобиль, отличный от всех остальных».
Родные отговаривали Рафика от работы. Они считали, что терпения и сил одного человека недостаточно. Только наш герой никого не слушал, а просто работал А ещё часто коллеги по работе и друзья приходили в его мастерскую и помогали.
Парень не сдавался, продолжал учиться и мастерил. Так продолжалось несколько лет. И автомобиль постепенно приобрёл форму. Чтобы понять сложность этой разработки, следует сказать, что даже болтики и гаечки для будущего автомобиля Рафик изготавливал вручную.
Привлекательность этого транспортного средства состояла в пространстве багажника и шикарной внутренней отделке. А вот ходовые характеристики определялись стекловолоконным корпусом, расположением двигателя с низким центром тяжести.
Посмотрите небольшой видеоролик о Рафике Ордяне и его автомобиле GT-77:
Через шесть лет упорнейшего труда Рафик создал уникальную спортивную машину. Её он назвал GT-77. Двигатель, мощностью 47 лошадиных сил, достался от чехословацкой Škoda 1202. В основе был советский 412 Москвич. Множество деталей инженер изготовил своими руками.
Июньским днём 1977 года детище Рафика выехало на улицы Еревана. Ярко-оранжевый спорткар привлекал к себе толпы людей. Форма и оснащение просто восхищали! Ереванская публика была очарована. Их реакция на ручную работу и советы друзей убедили Рафика, что он может стать победителем в предстоящем Гран-При.
Этот конкурс проходил в 1977 году в Москве. Посвящён был 60-летию Великой революции. Журнал «Техника молодёжи» установил для победителя свой приз. На этот парад самодельных автомобилей и мотоциклов съехалось много участников из всех республик Советского Союза.
На первом этапе конкурса прошли отбор 11 республик СССР. Оценивались работы народных умельцев по техническим и эстетическим характеристикам. Куда включали надёжность транспортного средства, его ремонтопригодность и, конечно, креатив и оригинальность.
Допускали к соревнованиям те транспортные средства, которые создавались вручную и соответствовали правилам. По итогам комиссии осталось участвовать во втором туре 35 автомобилей. Именно они должны были состязаться в финале.
Зрителей было очень много. Как и представителей автомобильных заводов. Многих заинтересовала модель Рафика. Группа из Запорожья возле автомобиля Рафика делала себе зарисовки и отметки. Ереванцев заинтересовал корпус из стекловолокна.
Второй тур предполагал преодоление расстояния в 2500 км. Маршрут следования: Москва-Севастополь. Когда машины проезжали по городам этого маршрута, то на городских площадях участники пробега проводили выставки своих уникальных автомобилей.
Во время автопробега самодельный транспорт подвергся дополнительным проверкам. К тому времени, когда машины подъезжали к Севастополю, жюри подвело итоги. И автомобиль Рафика получил награду, был назван «Лауреатом» Гран-При СССР.
Машина на два места, с уникальнейшим дизайном, покорила просторы Советского Союза. Друг Рафика вспоминал этот момент: «Помню, как приехали на парад, остановились и вышли из машины. Вначале никто не обратил на нас внимания, люди подумали, что это иномарка, а мы — иностранцы. Однако машина произвела фурор».
Создание этой машины положило начало проектированию и строительству багги и картингов в Армении. В результате открылся завод по изготовлению таких автомобилей, которые имели значение на государственном уровне. На этой основе в 80-90-е годы создали военные багги. Их использовали во время карабахских событий.






ссылка