В лето 1836: «Философическое письмо».
clio_historia — 17.03.2021В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева с размышлениями об историческом пути России.
После этой публикации редактор журнала был сослан, журнал закрыт, цензор уволен, автор объявлен умалишенным и помещен под домашний арест.
Тезисы «Письма» прозвучали вопиющим диссонансом казенным, всё заглушающим «медным трубам» николаевской пропаганды. Чаадаев, преклонявшийся перед великой культурой Западной Европы, увидел в прошлом своей собственной страны лишь «существование темное, бесцветное, без силы, без энергии».
По его мнению, Россия ничего не дала миру и ничего не сумела взять у него. Причина же ее замкнутости и отсталости – православная вера, от которой нужно как можно скорее отказаться ради единения с цивилизованным Западом.
В общем, автор зашел в своем скептицизме так далеко, что некоторые и вправду сочли его безумцем. Тем не менее его парадоксальное выступление всколыхнуло умы и в результате оказалось весьма плодотворным – подтолкнуло общество к новым размышлениям, спорам, идейным поискам.
В полемике вокруг чаадаевского творения оформились два влиятельных течения русской мысли – западников и славянофилов.
Первым была близка апология западноевропейского пути. Более того, они считали, что Россию уже направил на этот путь Петр I, надо лишь скорее продвигаться по нему дальше.
Вторые, напротив, видели в Петре разрушителя национальных устоев, а в русской старине находили более справедливый и достойный уклад жизни. Во главу угла они ставили русского крестьянина с его истинно православной духовностью.
Несмотря на кажущуюся близость их воззрений к уваровской «триаде», славянофилы подвергались гонениям со стороны властей – ведь они, как и западники, выступали против крепостного рабства.
Две эти линии в общественной мысли – ориентация на Европу либо на «почву», видоизменяясь и споря между собой, существовали не одно десятилетие. Многие считают, что проявляют они себя и в наши дни.
|
</> |