Как сменить власть

Для аграрной экономики была характерна монархия, для индустриальной экономики характерна либо буржуазная демократия, либо социал-демократия в зависимости от того, кто одерживает верх - буржуазия, либо рабочий класс. Для сырьевой экономики характерно нечто среднее между монархией и буржуазной демократией, что мы и наблюдаем в современной России.
Экономика первична и предопределяет реализуемую в стране политику - как внутреннюю, так и внешнюю - следовательно предопределяет и характер власти, тип государственного устройства.
Отсюда можно сделать простой вывод - чтобы сменить власть - не фамилию и портрет президента, а именно власть, ее характер и устройство - нужно изменить экономику.
Для качественного изменения власти должно произойти такое же качественное изменение экономики.
Осуществить качественный переход к новой власти без соответствующих изменений в экономике невозможно.
Пока экономика будет прежней - останутся прежними экономические, а значит и общественные отношения, останутся прежними владельцы основных ресурсов, останется прежней элита - не поименно, а качественно - и качественно-прежняя элита будет воспроизводить качественно-прежнюю власть, как бы при этом не менялись фамилии президентов и премьеров, названия партий и другие "вторичные признаки" власти.
Поэтому, пока в России не осуществится переход от сырьевой экономики к какой-то более другой, будут меняться только паразиты, присосавшиеся к государственному корыту, не более того.
Ни участием в выборах, ни даже методом так называемой цветной революции добиться качественного изменения власти нельзя - это многократно доказано историей.
Невозможность качественно изменить власть в ходе выборов доказана постсоветской историей всех республик бывшего СССР, а заодно и стран бывшего соцлагеря. Во всех этих республиках за последние 25 лет в совокупности прошло больше сотни выборов - сколько из них привели к качественной смене власти?
Невозможность качественно изменить власть методом цветной революции убедительно доказана Украиной, где народ дважды выходил на майдан - сперва в 2004 году, затем в 2014-м. Ни первый, ни второй майдан к качественному изменению власти не привел - только к замене одних представителей буржуазной элиты на других представителей той же буржуазной элиты. Народ, выходивший на майдан, в обоих случаях оказался массовкой, принявшей участие во внутренней борьбе буржуазных кланов за власть, не более того.
Как выборы, так и цветная революция - не более, чем способ заменить опостылевших паразитов на более новых в наивной надежде, что они будут меньше жрать и больше думать о народе.
При этом замена одних паразитов на других в ходе выборов или цветной революции происходит исключительно с подачи элиты, которая формирует как списки кандидатов и решает, кто может победить на выборах, а кому этого не позволено, так и победителей цветной революции определяет она же.
Народ в том и другом случае играет роль массовки и обеспечивает победителю легитимность и право принимать решения от имени народа в интересах элиты, только и всего.
Поэтому можно лишь повторить, что качественная смена власти возможна лишь через качественные изменения в экономике.
Качественно изменить власть может только новая экономика, в рамках которой сформируются новые экономические отношения, новые общественные отношения, возникнут новые способы и источники получения материальных (а также нематериальных) ценностей, обесценятся старые источники и старые ценности, а значит контролирующие их представители элиты потеряют свое влияние на экономику и общество, как следствие сформируется новая элита (в том числе и в ходе раскола старой), которая и сформирует качественно новую власть.
Как в таком случае добиться качественных изменений в экономике?
Есть два процесса, которые ведут к качественным изменениям в экономике - зарождение и развитие новой экономики, новых экономических отношений и деградация, упадок старой экономики, разлад старых отношений.
Можно ли как-то форсировать этот процесс, не дожидаясь, когда сырьевая экономика сама собой достигнет дна, придет в негодность и перестанет справляться с задачами обеспечения того уровня достатка, который удовлетворяет большинство и обеспечивает поддержку действующей власти?
Построить качественно новую экономику внутри старой, да еще и силами народа - по большому счету утопия.
Принципиального запрета на это нет, народ может на своем уровне по-новому вести хозяйство и выстраивать новые экономические отношения, тем более в рамках нынешнего государства с его достаточно либеральными законами, которые не преследуют ни торговлю, ни даже валютные операции.
Более того, правительство само призывает всех заниматься бизнесом - об этом неоднократно говорил и Медведев и другие члены правительства. И сам президент призывает заниматься бизнесом, строить цифровую экономику, дерзновенно трудиться, оседлать технологическую волну и все такое.
Однако история показывает, что построить новую экономику на низовом уровне в рамках народной инициативы и в масштабах целой страны практически невозможно.
Построить отдельно взятое "предприятие бущего" - можно, хотя тоже не так-то просто. Построить что-то вроде нового хозяйства в рамках отдельно взятого поселения, фермы, может быть даже небольшого города - наверное тоже можно.
Можно сформировать какое-то сообщество, виртуальную коммуну, которая будет вести хозяйство нового типа.
Однако построить новую экономику в масштабах большой страны, действуя снизу, до тех пор, пока достаточно сильна старая экономика (в нашем случае сырьевая) - вряд ли осуществимо.
Дело в том, что человеку свойственно придерживаться старых методов хозяйствования до тех пор, пока они обеспечивают ему привычный образ жизни. Отказываться от привычной жизни и пускаться в рискованное и затратное предприятие - удел энтузиастов и фанатиков, а они всегда будут в меньшинстве.
Средний обыватель очень инертен, он накрепко привязан к существующей экономике через свою работу, свои привычки, свои обязательства, в первую очередь перед своей семьей.
Поэтому масштабное строительство новой экономики в истории всегда начиналось с деградации старой.
Когда старая экономика перестает удовлетворять обывателей, перестает обеспечивать их привычный образ жизни, не позволяет им кормить себя и семью, не позволяет выполнять обязательства - тогда и начинается процесс поиска новых экономических решений в масштабах всего общества, что и приводит к появлению новой экономики.
Таким образом, путь к качественным изменениям в экономике, а значит и к качественным изменениям во власти, к ротации элиты, без которой невозможно качественно изменить власть - лежит только через деградацию старой экономики, в нашем случае - через деградацию сырьевой экономики.
Грубо говоря, путь к новой экономике лежит через падение на дно старой.
Когда сырьевая экономика достигнет настоящего дна - не того, которое по словам президента было пройдено в позапрошлом году, а того дна, которое днище, которое находится где-то на уровне 90-х - тогда и начнутся качественные изменения в экономике и во власти.
Одновременно с этим, что немаловажно, перестанет работать аргумент, которым руководствуются многие сторонники нынешнего президента - "в 90-е годы было хуже", а также масса других похожих аргументов, которыми масса обывателей объясняет свою поддержку действующей власти.
Деградация экономики приведет к делегитимизации действующей власти, а также экономической и политической системы как таковой, а не только конкретного президента и правительства.
Делегитимизация конкретного президента и правительства возможна и без упадка экономике, в результате тех или иных политических провалов, однако это приведет лишь к тому, что сменится фамилия президента и состав правительства, но система в целом останется прежней.
Яркий пример - Украина и майдан 2014 года, которому способствовало снижение доверия в обществе к Януковичу и правительству Азарова. Это и есть делегитимизация конкретного руководства. Результатом стала замена Януковича на Порошенко, ротация буржуазных кланов у государственной кормушки, но не смена системы.
Поэтому делегитимизация (недоверие к власти) для качественной смены власти тоже должна быть качественной и касаться не только персоны президента, премьера или правящей партии, но и всей системы в целом.
Именно так случилось в 1917 и 1991 годах.
В 1917 году народ потерял доверие не только к конкретному царю Николаю, но к царизму (монархии) в целом. Одновременно с этим было потеряно доверие к церкви, что способствовало масштабным переменам в обществе.
В 1991 году буржуазная революция тоже случилась на фоне потери доверия к социалистической системе в целом. Природа этого процесса (потеря доверия советского народа к социалистической системе) - тема отдельного разговора, но факт остается фактом - доверие было потеряно не только в отношении персоны Горбачева, но и в отношении всей системы власти, в отношении социализма как концепции.
Поэтому для качественной смены власти, смены системы и ротации элиты необходима делигитимизация (потеря доверия) к экономической и политической системе в целом, а не к ее отдельным представителям.
Но потеря доверия к экономической и политической системе в целом со стороны абсолютного большинства возможна лишь в результате упадка, деградации этой системы, потому что как было сказано выше - типичный обыватель очень инертен и не склонен отказываться от системы, которая обеспечивает ему привычный образ жизни и выполнение обязательств, в первую очередь по обеспечению своей семьи.
Таким образом, качественное изменение власти возможно лишь через качественные изменения в экономике, путь к которым лежит через деградацию (упадок) существующей экономической системы.
Все прочее - лишь сопутствующие и зависимые процессы, которые тоже имеют свое значение и могут определить скорость и способ смены власти, но сами по себе к качественной смене власти не приведут.
Продолжение - Как сменить сырьевую экономику
|
</> |