КАК СЕРЕБРЕННИКОВ ОСКОРБЛЯЛ ЧУВСТВА ЗРИТЕЛЕЙ

Да, это ужас, конечно. Полное искажение светлого мира гоголевских образов, привычных с детства каждому культурному человеку.
Однако, мелькнула нескромная мысль. Откровенно говоря, Гоголь- один из самых загадочных и по сей день не вполне не понятых писателей. Но в одном сошлись почти все пытливые исследователи, а именно. Запас инфернальности в произведениях Гоголя, даже самых светлых, добрых, детских таков, что не снился Гофману и Кафке. Просто, в отличие от них, Гоголь не пер трактором, работая в иной языковой и общей культуры, и просто в силу диктата своего дара, не позволявшего выкладывать, как три туза, без прикрас то, что он хотел сообщить.
Инферно Гоголя тщательно упаковано в патриархальные картинки, заполировано то старосветской, до диканьковской, по помещичьей милотой.
Хотя и без особого успеха, потому что из каждой ложечки на столе старосветских помещиков глядит черт.
В большинстве своем читатели и зрители постановок по Гоголю научились этого не замечать ( или никогда не замечали). И по сей день верят, что "Ревизор" - это очень смешная история, а "Мертвые души"- плутовской роман.
И очень серчают, если находится режиссер, который увидел сам и захотел показать остальным иное. Не знаю, тот ли это случай, и тем не менее.
Время от времени у микрофона слева артисты исполняют мелодекламации А. Маноцкова на тексты Гоголя. Гоголевское слово в спектакле не искажено, не переписано – но абсолютно мертво. Удивительный эффект: даже самые блистательные пассажи автора воспринимаются как «гур-гур», бессмысленный набор слов.
Я видела, как на лицах зрителей, пришедших увидеть новый современный прогрессивный театр, постепенно гасла надежда. Перед ними был не новый и прогрессивный, но просто очень плохой театр – типичное «раскрашивание текста» трюками. Трюки действительно оригинальны – ещё никто не додумался до садиста Ноздрёва с собаками или жены Манилова – Кончиты Вурст
Текст поэмы " Мертвые души"
https://www.bookol.ru/proza-main/russkaya_klassicheskaya_proza/74280/fulltext.htm
В интересах истины читающий должен освежить в памяти живое слово Гоголя, одолев хотя бы пять первых страниц поэмы.
Чтобы оценить весь тот ущерб, который нанес Гоголю Серебренников, раскрасив текст трюками.
Куда лучше вариант: пришли зрители в зал – а им показывают «Мёртвые души», старый телеспектакль А. Белинского, с И. Горбачёвым, О. Басилашвили и умопомрачительным Павлом Луспекаевым в роли Ноздрёва. Потом дискуссия. Потом спели бы чего-нибудь, хоть того же Маноцкова. Вообще недовольных бы не было.
Промолчав о всех мыслях, которые вызвал у меня ( и быть может, не только у меня)этот пассаж, я задам вопрос: а точно ли задача искусства- оставить всех ДОВОЛЬНЫМИ?
Не погнушавшись даже ради этого устроить пение хором на спектакле по Гоголю?