рейтинг блогов

Как русские поселенцы на Аляске решали проблему нехватки женщин?

топ 100 блогов staryiy16.04.2021 Как русские поселенцы на Аляске решали проблему нехватки женщин? 1

Уже в период колонизации Восточной Сибири и Дальнего Востока русские столкнулись с серьёзным демографическим перекосом. Славянское население новых территорий на первых порах состояло преимущественно из мужчин – казаков, охотников, купцов и промышленников. Ещё более остро проблема нехватки женщин встала на отдалённой Аляске. Русские мужчины здесь находили выходы из ситуации, которые не всегда соответствовали заповедям Православной церкви.

«Мужской» край

В Русской Америке всегда существовала диспропорция между славянскими жителями разного пола. Как пишет историк Светлана Фёдорова, «за всё время существования Российско-Американской компании русских женщин в колониях постоянно было в десять раз меньше, чем мужчин». К примеру, в Ново-Архангельске в 1820-х годах женщины составляли 14% русского населения, а на Кадьяке – 1,4%. Ближе к дате продажи Аляски демографическое соотношение несколько изменилось, но всё ещё было далеко от нормы. В 1860 году на территории будущего американского штата проживало 576 русских мужчин и всего 208 женщин.

Естественным выходом для славян было сожительство с аборигенками – алеутками и индианками. К этому мужчин подталкивали не только сексуальные потребности: колонисты, ведущие хозяйство в суровом климате, весьма нуждались в домашних работницах. Многие исследователи Русской Америки упоминают, что пришельцы заключали браки с аборигенками. Однако на деле ситуация была сложнее. Брать в жёны язычниц дозволялось только после их крещения. Но многие русские мужчины не стремились к узакониванию отношений с туземками, рассматривая жизнь на Аляске лишь как временный этап в своей судьбе.

«Гнусные любовницы»

На южном побережье Аляски процветало своего рода сутенёрство, которым занимались местные жители. Этнограф Кирилл Хлебников, правитель Ново-Архангельской конторы РАК описывал распространившийся среди индейцев-тлинкитов обычай уступки женщин колонистам.

«Многие из них привозят <�…> девок и приглашают русских ими пользоваться; всё, что получает девка, отбирается хозяином, – возмущался Хлебников. – <�…> Известно, что многие промышленники разорились, одевая своих гнусных любовниц».

Резкость выражений свидетеля, возможно, связана с тем, что сам он так и не смог привыкнуть к необычному внешнему виду индианок.

«Женщины прорезают нижнюю губу и вставляют деревянные планки, придающие чрезвычайно отвратительный вид лицу», – писал Хлебников.

Вместе с тем учёный-администратор признавал туземную проституцию «необходимым злом», так как иначе, по его словам, «неизбежны противоестественные преступления, кои при недостатке женщин и были примечены».

Побывавший на Аляске в 1802 году моряк-путешественник Гавриил Давыдов писал, что правителю Александру Баранову приходится бороться с «закоренелым развратом находящихся здесь русских».

Калифорнийские «девки»

Не лучше дела с «женским вопросом» обстояли и в южном владении Российско-Американской компании – Форте-Росс. Здесь сожительницами колонистов становились женщины не из тлинкитов, а из племён калифорнийских индейцев. Их принимали в дом не только русские, но также прибывавшие на юг алеуты с Аляски и немногочисленные колонисты из Финляндии. Комендант Форта-Росс Александр Кусков называл таких сожительниц «девками». Их было достаточно много – согласно переписям 1820 и 1821 годов в русской колонии в Калифорнии жило 57 туземных женщин. Большинство из них оставались некрещёными – русские православные имена имели лишь четыре индианки. Часто сожительства продолжались недолго, так как мужчины, возвращаясь на север, не брали женщин с собой.

«С отъездом мужчин на Аляску многие индианки возвращались «на своё природное место» (словосочетание-клише из переписей Кускова)», – отмечает кандидат исторических наук Алексей Истомин.

«Статья слишком соблазнительна»

Начальство делало попытки решить проблему «дефицита» русских женщин. В 1827 году правитель Аляски Пётр Чистяков поставил перед главным правлением компании вопрос «о посылке в Америку женщин из России». На это он получил следующий ответ:

«Статья сия на первый случай может показаться слишком соблазнительна, потому что женщины доброй нравственности одни без мужей в Америку не поедут, а посылать туда заведомо развратных и штрафованных в надежде, что они исправятся, правила разборчивости не позволят» (цитируется по книге Светланы Фёдоровой «Русская Америка»).

Когда руководство стало требовать от колонистов заключения браков с их сожительницами, те оправдывались нехваткой церквей и священников. Однако настойчивые уговоры давали результаты. В том же Форт-Россе в 1830-х годах индианки уже были, как правило, законными жёнами русских мужей.

Потомки от смешанных браков назывались «креолами». Они усваивали русский язык и православную веру. В 1863 году подобных потомков славянских колонистов во владениях РАК насчитывалось уже 1989 человек.
источник

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня, в Международный день "Спасибы", хочу сказать, спасибо) ЖЖ и всем вам, что вы со мной. Спасибо за родные улыбки, спасибо за помощь, спасибо за любовь и внимание, которые дарят родные и близкие. А ещё... Вчера писала , что я должна была взглянуть направо, чтобы ко мне ...
На всех экранах страны - реклама советских бомбардировок возмездия «Душной августовской ночью 1941 года на мирно спящий Берлин внезапно посыпались бомбы из неизвестно откуда налетевших самолетов…» Вот оно – в кои-то веки в блоге Сапожника настоящий рекламный пост, причем ...
И опять возвращаемся к вопросу, почему руководство РФ не хочет победить в СВО. Все аргументы продажных "экспертов", что зеленский нужен живой, имеют такую же ценность, как и "аргументы" Большой Сдачи 2014г ("Украина сама замерзнет а потом приползет к нам!"). зеленский не только высшее ...
По-быстрому—одна важная новость. По большому счету захотела оставить самой себе на память, чтобы считать месяцы до этого важного события. Джеффу Безосу, который за время карантина срубил немало бабосиков, пророчат стать первым в мире триллионером! 1 ...
Тут муж мне показал фокус. Может, кому еще пригодится Если ребенок (конкретно мой) говорит нет (по любому поводу) я напоминаю о каком-либо положительном событии, а потом она со мной соглашается. дочь: я буду изюм Я: сначала кашу Дочь: неееет Я: а помнишь, мы вчера пылесосили (да) и ...