КАК РЕШАТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

топ 100 блогов davud_z26.02.2011 ИЛИ ЗАКЛЯТИЕ АКАДЕМИКОВ ОТ ОБЩАКА

Будучи учителем физики в средней школе, получил я как-то в конце первого полугодия выпускной класс. В классе было много толковых учеников, и они уже начали подготовку к экзаменам. Со своим прежним учителем они на каждом уроке занимались в основном решением задач. Это была тяжелая работа, класс часто сидел подавленный, а учитель ругал их за нерадивость: «Такую простую задачу решить не можете». Учитель считался очень сильным физиком: «Он решает задачи, которые никто в классе не умеет решать!»

Первые шесть уроков, в течение которых изучалась очередная глава учебника, задач с учениками я не решал. Меня вызвал директор и сказал, что на меня поступила жалоба: я не учу решать задачи, а детям надо сдавать экзамены. Детям я ничего не сказал. Но вот изучение главы закончено, а в конце главы предлагаются для решения 12 задач. Шесть из них мы решили быстро устно, четыре успели решить письменно в классе, а решения двух последних разобрали, но закончить их было задано на дом. Дети на это среагировали своеобразно: мол, слишком легкие задачи попались, вот в предыдущей главе задачи были посерьезнее. Я попросил показать мне эти задачи. Потом не пожалел времени на разбор двух параграфов, где рассматривалась теория, к которой относились эти задачи. К удивлению самих учеников эти задачи тоже были решены ими самими. Устно! Я доказал ученикам, что сложность решения задач по физике была организована прежним учителем искусственно, для поддержания своего липового авторитета.

Вспомнил я этот школьный эпизод анализируя результаты последней встречи с общественностью и диалоги со студентами и аспирантами в частности. Особенно с изучающими общественные науки: историками, юристами, экономистами, социологами и т.д. Их аргумент в споре: «Мы так считаем!» или «Так считают такие-то авторитеты!» А почему вы или те авторитет так считают? На разговоры тратить время некогда: все заняты серьезным делом: решают задачи или просят показать мой вариант решения задач. На мое замечание, что вначале хорошо бы с теорией разобраться, все досадливо морщатся и понимающе переглядываются: «Опять этот ужасный Д.А. сел на своего конька! Ну, сколько можно играть словами, давайте практическим делом заниматься!»

Когда-то, давным-давно, еще во времена древних шумеров, в математике не существовало такого понятия, как «доказательство». Решение математической задачи сводилось к следованию определенной последовательности расчетов. И у каждой задачки была своя последовательность. Задачек было великое множество. Заучивать все последовательности для всех задач была непосильная для простого смертного работа. Более того, у каждого «математика», была своя последовательность.
Насколько верен будет полученный таким образом результат, проверялось, если это было возможно, практикой и зачастую зависел только от авторитета древнего математика. Так что верховный жрец бывал прав не потому что он прав, а потому что он верховный жрец. Древние греки (Пифагор) ввели в математику понятие доказательства. Теперь с помощью одной доказанной теоремы можно было решать множество задач. Прогресс налицо. Но этот прогресс больно ударил по дутым авторитетам. В математике, каким бы авторитетным ни был деятель, ему не достаточно сказать, что он так считает, он должен доказать. Поэтому в естественных науках шарлатаны встречаются крайне редко. В науках общественных ситуация иная.

В общественных науках, как в математике до Пифагора, еще нет понятия доказательства. Для каждого случая, для решения каждой общественной задачи выносится определенная последовательность суждений, которая подкрепляется только авторитетом «известного» деятеля. И очень часто потом жизнь показывает, что деятель ошибался. Но это – после. Иногда после смерти авторитета. Если учесть, что от верности решения общественных задач зависят судьбы и жизни миллионов, то подобная практика решения задач крайне губительна. Ошибки романовых, лениных, сталиных, брежневых, ельциных дорого стоили нашей стране. А как узнать, сколько будет стоить нам нынешний президент? Неужели опять об этом мы узнаем только потом, задним числом, когда уже ничего нельзя будет сделать? И какой простор для мошенников. Как запросто можно стать доктором, профессором, академиком общественных наук… не доказав ни одной теоремы. Надо только с серьезным видом наговорить словесную абракадабру о крайне серьезных проблемах особого этнополитического региона с депрессивной экономикой переходного периода… ну и о построении гражданского общества в рамках народных традиций, преемственности, духовности и демократии с национальным лицом ради спасения нашего молодого поколения.

Ясно, что подобные «ученые» начнут биться в истерике, если попросить их представить хоть какие-нибудь основы и доказательства, на которых строятся их выводы и их работы. Разговор сразу перейдет на личности и оскорбления. «Когда у нас не хватает аргументов в споре с нашими оппонентами, мы поливаем их презрением…»
А теоремы в общественных науках уже есть. Правда, нужно время, чтобы они были самой общественностью приняты…

Наше общество очень терпеливо. Оно готово терпеть на своей шкуре любые эксперименты любых шарлатанов, лишь бы у шарлатанов были деньги и власть. «Доколе!» Наверное, пока от экспериментов не вымрут окончательно и не освободят территорию для более продвинутых народов.

Домашнее задание.
Теория. Вначале устанавливаются аксиомы. Аксиомы – утверждения, не нуждающиеся в доказательствах. Потом, приводится теорема. Если путем последовательных логических суждений теорему можно свести к аксиоме, то она доказана.

Аксиомы.
1. Смысл жизни и конечная цель человечества никому из смертных неведомы.
2. Каждый имеет право на собственный поиск истины и поэтому на свободу слова.
3. Права, свободы и собственность человека - высшая ценность и не могут нарушаться ни при каких условиях.
4. Экономические блага – результат человеческой деятельности.
5. Человеческая деятельность использует ограниечнные ресурсы.
6. Процветает система, в которой ресурсы постоянно переходят из рук менее эффективных в более эффективные.

Задача. Предложите модель политического устройства, в которой ресурсы постоянно переходили бы из рук менее эффективных в руки более эффективные, не нарушая приведенные аксиомы.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Два человека угадало, так что ассоциация во всяком случае не слишком ...
Русская интеллигенция век рыдала, что бесчеловечный деспот Николай Палкин способствовал подавлению европейских революций 1848 года. За это Россию презрительно обзывали « жандарм Европы ». Мол, передовые народы стремились к свободе и ...
За окном скандал. Сосед мой Рамилька жестоко бит женой: опять всю ночь, скотина, просидел в интернетах.Вообще Рамилька забавный, прикидывается казахом, для отвода глаз работает на стройке прорабом, но все торчки города знают – лучший гандж у ...
> Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о применении антидемпинговой пошлины против шоколада и других готовых пищевых продуктов с содержанием какао происхождением из Российской Федерации. https://www.epravda.com.ua/news/2017/05/19/625058/ ...
... С назойливыми и не очень. У меня вот два главных истребителя. Но если кошке Соньке, чтобы убить муху, нужно ее загонять, поддеть лапой, положить в рот и разжевать; то у пса Ларика  просто все получается. Лизнет языком... Он, может, даже просто хочет познакомиться... И она отв ...