Как развивать насмотренность? Сколько и что именно нужно смотреть?

топ 100 блогов shichengaru03.11.2025

Многие думают, что драматург должен в первую очередь уметь писать диалоги. Это второе. Первое — он должен уметь видеть. Развивать насмотренность — это как качать мышцу. Без нее не будет ни вкуса, ни техники, ни понимания, что вообще происходит в твоем ремесле.

Как развивать насмотренность? Сколько и что именно нужно смотреть?

Что такое насмотренность и зачем она нужна?
Это не просто количество просмотренных спектаклей. Это твой внутренний архив, банк данных, из которого ты будешь черпать всю жизнь. Сцена — это не про слова, а про энергию, про напряжение, про ту невидимую нить, что связывает актера и зрителя. Насмотренность учит тебя чувствовать эту энергию через экран или из зрительного зала. Ты начинаешь понимать не "что" сказано, а "как" и "зачем".

Что смотреть?
Здесь важен не хаос, а система. Представь, что ты собираешь библиотеку. Нельзя читать только современных авторов, игнорируя классику. Так и тут. Дели свой просмотр на три ключевых блока:

Классика, которая стала ДНК театра. Это твой фундамент. Ты должен знать, откуда что растет.
Русская психологическая школа: Станиславский, Немирович-Данченко. Посмотри старые записи МХАТа, спектакли Олега Ефремова. Пойми, что такое "проживание" и "четвертая стена".

Условный, метафорический театр: Таиров, Мейерхольд (благо, сейчас много реконструкций его работ). Это театр пластики, жеста, условности. Он учит, что пьеса — не догма, а повод для режиссерского высказывания.

Европейский театр XX века: Брехт с его "эффектом отчуждения" (посмотри, как он ломает иллюзию и заставляет зрителя думать). Брук, Стрелер.

Мастера современности. Это твой язык, твой контекст.

Россия: здесь все имена на слуху, я их называть не буду, чтобы не вызывать лишнего ажиотажа. Смотри, как сегодня говорят со зрителем, какие темы болевые.

Европа: Томас Остермайер (Германия), Ян Фабр (Бельгия), Кристиан Люпа (Польша). Они очень разные, но каждый — вселенная.

Великобритания: Постановки в "Нэшнл Тиэтр" — эталон режиссуры и актерской работы. Все это можно легко найти в записях в сети, если вдруг нет возможности метнуться в Европу на пару дней.

Эксперимент и независимые площадки. Это твой авангард, то, что рождается прямо сейчас. Различные фестивали как "Золотая Маска" и "Евразия". Здесь ты видишь живой, иногда сырой, но всегда честный нерв.

Как смотреть?

Вот главный секрет. Нельзя просто "посмотреть спектакль". Ты должен его разобрать.

До просмотра: Почитай, о чем пьеса. Кто режиссер? Какая у него концепция?

Во время просмотра: Смотри с карандашом в руке (мысленно). Задавай вопросы:

Как режиссер работает с пространством? Пустая сцена или заваленная вещами?

Как построен ритм? Где есть паузы, где катарсис?

За что я зацепился? Какая сцена, какая фраза, какой жест врезался в память и почему?

Что бы я сделал иначе? Это профессиональная деформация. Ты начинаешь мысленно "переставлять" сцены.

После просмотра: Обязательно проговори или пропиши для себя ответы на эти вопросы. Хотя бы абзац. Без этого ты просто потребитель, а не ремесленник.

Сколько смотреть?

Не ставь себе задач "5 спектаклей в неделю". Это приведет к выгоранию. Качество важнее количества.

Минимум для старта: 1-2 спектакля в неделю. Один из блока "Классика/Мастера", второй — из блока "Эксперимент".

Идеал: Сделай это своей привычкой, как чтение. Пусть в твоей неделе будет "театральный вечер".

И последнее, самое важное. Насмотренность — не самоцель. Это топливо для твоего собственного голоса. Сначала ты смотришь и говоришь: "Хочу сделать как (условно) Крымов". Потом: "Хочу сделать лучше, чем Крымов". А однажды ты смотришь и понимаешь: "А я бы сделал иначе". И вот тогда твой собственный, уникальный почерк начнет прорастать сквозь пласты всего увиденного. Удачи. И помни, театр начинается не с вешалки, а с умного, жадного, внимательного взгляда.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "ПЬЕСА":
www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ув. nikk197 спросил несложное про мост. Но как обычно всплыла любопытная деталь. Мост этот у Бреста, тот самый пограничный. О его захвате так красочно писал Пауль Карель: "На тот момент, когда в 02.00 22 июня последний поезд с зерном пересек Буг, Гитлер был должен ...
В прошлом году я много путешествовала. Одним из городов была Рязань. Я уже писала вам про нее, но сегодня решила вспомнить эту поездку вновь. Я думаю вы будете не против. Рязань - город, описанный в летописях, воспетый в былинах и песнях, отмеченный в житиях святых, трудах ...
Даже с гусятами. Узнать его сможете? Некоторые, я считаю, просто обязаны. К тому же - скоро будет актуально. Летнее слово - деревня. Но актуально будет по другой причине. Михаил ГУРЕВИЧ ...
А ведь со своим уставом в чужой монастырь не ходят, не так ли? Какого хуя мы видим каждый год этот адовый пиздец в центре Москвы...? Москва и москвичи блин! Чего бы им дома не молиться-то? Вектор на Мекку можно и дома взять! Зачем вот эта хрень в ...
Начну с России. Экономическое положение -  вполне серьёзное. Несмотря на прогресс в некотором. Всё таки санкции действуют и значительно давят на элиту, но причина проблемы не они, а низкие цены на ресурсное. К тому же - значительно подрос уровень жизни россиян, а значит -  и ...