как различать фуфло в интернете..

интересная статья от моего друга Жени Лин.
Мы живём в эпоху в которой произошла демократизация информации. С одной стороны это замечательно - за считанные секунды мы можем найти любую информацию на интересующий нас вопрос, мы можем узнать, мы можем изучить, мы можем понять.
Удобство социальных сетей, которые могут обьеденить и связать нас вместе, ограничивая и сближая расстояние, также могут быть использованы для распространения лжи, клеветы и предрассудков.
Более того, мы можем наблюдать эффект "иллюзорной правды" - чем больше мы сталкиваемся с чем-то, тем больше мы склонны верить в обоснованность этого материала. , даже если материал абсолютно ложный
Большие возможности означают большую ответственность. К сожалению я замечаю, что мы часто не умеем распознавать дезинформацию и этим постом я хочу поделиться моим опытом и персональной ответственностью и культуре распространения информации в соц-сетях. Я ни в коем случае не хочу выдавать себя за гуру в этом вопросе. Распознавать дезинформацию, быть ответственным за что мы sharing на Фейсбуке это навык, который я оттачиваю каждый день. Но этот навык или skill я считаю очень полезным.
Был один знаменитый мем: "1 апреля: единственный день в году, когда люди критически оценивают вещи, которые они находят в Интернете, прежде чем принять их как истинные". На мой взгляд - каждый день должен быть как Первое Апреля. Каждый день мы должны критически оценивать вещи.
Также хочу заметить, что информация, которой я поделюсь не моя. Эта информация из лекций организации IREX, которые я прослушал.
IREX глобальная некоммерческая организация, разработала в 2015 году в Украине методологию "Учись различать" , чтобы помочь украинцам выявлять и бороться с кремлевской пропагандой, которая распространяется по всей информационной экосистеме.
IREX тесно сотрудничает с Академией Украинской Прессы и STOPFAKE и финансируется правительством Канады.
Клэр Уордл из First Draft media, организации, занимающейся борьбой с так называемым информационным беспорядком, придумала полезную таксономию дезинформации, которая идентифицирует семь типов "проблемного контента". Я приведу некоторые из них:
1. Обманный заголовок или изображение, не поддерживающее контент.
2. Использование информации вводящее в заблуждение.
3. Ложный контекст - когда подлинный контент передается с ложной контекстной информацией
4. Манипулирующий контент, когда подлинная информация или образы используются для обмана
5. Фальсифицированный контент: полностью ложный, предназначен для обмана и вреда
Как вы видите, распознавать дезинформацию достаточно трудно, категорий очень много и не всегда дезинформация означает откровенную ложь, на деле всё несколько сложнее.
К слову, мастерство кремлёвских дезинформаторов в их способности выдавать ложь, вокруг небольшого зерна правдивой информации.
Итак, какое основное правило, чтобы критически оценивать информацию с которой мы сталкиваемся ?
Перед тем как вы нажали на линк прочитав какой-то заголовок или линк на ютуб видео, например "Чёрные заставляют белых целовать ботинки" - спросите себя, что вы чувствуете когда вы прочитали этот заголовок.
Именно озвучьте у себя в голове эти
ощущения, дайте им определение. Например: злость, отчаяние,
страх...
Не торопитесь нажать на линк, а именно озвучьте , материализуйте
ваши чувства.
Дайте им название. Когда вы сделаете эту паузу, она поможет вашему мозгу более критически оценивать информацию.
Это словно переключит ваш мозг с эмоциональных рецепторов на аналитические. Также это поможет вам сразу понять, во что видео или статья будет стараться вас убеждать.
Когда вы сделаете эту паузу, вы сможете понять, что видео имеет цель возбудить в вас эти эмоции: страх, ненависть, злость. И в этом случае, вы будете знать, что ВЫ контролируете эти эмоции, а не авторы видео, которое вы посмотрели. Это вам поможет не вестись на манипуляцию этих авторов.
Как оценивать человека, который распространяет дезинформацию ? С этим гораздо сложнее. Я предпочитаю давать каждому benefit of a doubt. Человек может не знать или не понимать контекст видео.
В это случае, я стараюсь аргументировано объяснить почему видео является ложным/вырванным из контекста/дезинформацией. Как например я это делал не раз с этим видео "целовании ботинок".
Когда несмотря на объяснения, человек по-прежнему продолжает распространять дезинформацию - я прихожу к выводу, что это делается преднамеренно и умышлено. В этом случае я задаю себе вопрос - "зачем это делается ?
Какую цель несёт человек, распространяя видео, которое является ложным, после того как было определено, что видео ложное ? " Ответы на эти вопросы будут у каждого свои.
Также, как я писал протесты связанные с убийством Джорджа Флойда - многогранны. В них присутствуют разные группы, которые преследуют разные цели. Все следующие замечания могут быть одновременно точными:
1. Мирные протесты это хорошо
2. Мародёрство, грабёж и беспредел абсолютно неприемлемы. Должны
наказываться.
3. Не все полицейские рассисты. Подавляющее большинство полицейских
- профессионалы высокого уровня.
4. Правые и левые радикальные элементы могут использовать протесты
для своих целей.
Когда обозреватели, будь-то по телевизору или журналисты или обозреватели фейсбучные пытаются выдать происходящее как исключительно нечто определённое, акцентируют внимание исключительно на одном элементе или группе, я тоже задаю себе вопрос: зачем это делается ? Какую цель несёт человек, распространяя однобокое повествование событий ? Можно ли доверять мнению этого человека ?
Какие tools я использую для распознавания дезинформации ?
Если мы говорим о имиджах:
1. Reverse google image search
2. TinEye (https://tineye.com/)
3. FotoForensics (https://fotoforensics.com/)
Также очень полезно проверить где зарегистрирован тот или иной сайт (https://lookup.icann.org/) Очень удобно вычислять сайты связанные с Россией, но которые почему-то пишут на английском о США.
Также очень полезно перепроверять информацию, пользуясь поисковиком https://duckduckgo.com/ , который в отличии от гугла не использует вашу информацию и историю поисков в своих алгоритмах.
Проверять видеоматериалы, удобно пользуясь сервисом InVid
А теперь давайте попрактикуемся. Знаменитый журналист в НЙ и очень хороший человек, поставил на своей странице видео с названием ""ВЫРУБИ БЕЛОГО" - новая забава негров"
Используя методику которую я озвучил выше. Какие чувства у вас вызывают это название ? Давайте попробуем озвучить. У меня: злость, ненависть, печаль. Значит возможно это видео будет манипулировать мною и специально играть на этих чувствах.
Давайте попытаемся проверить это видео сервисом, InVid. Что мы видим ? Видео было залито в 2013 году. Канал, который залил это видео имеет следующее объяснение:
"Этот канал имеет цель пробудить сознание спящих Русов - Русских - Россиян, которые находятся под гнётом тягчайшего и преступного геноцида и ничего не ведают об этом! Вся информация призвана задуматься и обратить внимание на то, что скоро нас всех не будет... Только если мы не начнём активно действовать и защищать нашу Родную землю!"
А теперь давайте задумаемся. Хотим ли мы распространять видео, сделанное и залитое шовинистическим и явно ультраправым, российским каналом ?
Я НИ В КОЕМ случае не обвиняю очень мною уважаемого человека в агитации этих взглядов. Я просто хочу показать насколько просто нам стать заложниками дезинформации. И всем НАМ надо учиться и разрабатывать навыки культуры в социальных сетях.
Оставляю пару интересных линков для размышления:
https://medium.com/…/why-people-are-wired-to-believe-what-t…
|
</> |