Как расписывают мстерские шкатулки
dobriy_vasya — 25.05.2016 — Ликбез А вы знали, что мстёрский росписи меньше 100 лет?Что шкатулочки и ларчики совсем не из дерева?
И что для оформления рисунка используют золото и ...зубы?
1. При случае, обязательно посещу действующую фабрику и покажу вам процесс оттуда.
А пока - вариант попроще. Мы в Мстёрском художественном музее.
Здесь помимо осмотра прекрасных экспозиций проводят небольшой мастер-класс по мстерской росписи.
Весь процесс описан на одной страничке, хотя по факту изготолвение одной шкатулки занимает не меньше 3 месяцев...
2. Лично для меня стало открытием, что шкатулки, по-сути, сделаны из бумаги.
Это знакомая нам со школы технология папье-маше.
Коробочку можно сделать любой формы и размера - для этого на болванку многократно клеят промазанные листы картона, прессуют, пропитывают маслом, а затем сушат в специальных печах.
Так делают дно шкатулки и её крышку.
После этого шкатулку собирают, грунтуют, покрывают лаком и сушат.
3. Процесс изготовления шкатулок оформился к 30-м годам прошлого века.
А вот миниатюрная живопись, конечно, родилась раньше.
Она восходит к школе иконописного письма, секреты которой оказались не востребованы после революции...
4. Как и в иконописи, живопись на шкатулках выполнялась и сейчас и тогда красками на яично-желтковой эмульсии.
Работа невероятно кропотливая и изящная, требует огромного терпения и усидчивости.
Вот подобный стол мастера.
5. Сначала рисунок, который будет на шкатулке, делается карандашом на бумаге, а затем переводится на кальку.
После этого линии рисунка пробиваются мелкой иглой.
6. А всё для того, чтобы нанести его линии на поверхность шкатулки.
Кальку накладывают на крышку и натирают сухим порошком краски - делают "припорох"
7. Берут темперные краски, которые приготовлены из порошковых пигментов на специальной эмульсии.
И до настоящего времени её основа - желток куриного яйца.
Ну а затем просто раскрашивают рисунок.
8. Ну как просто...
Сначала идет "роскрышь" - это первичная раскраска рисунка, затем делается теневая роспись.
Почти в самом конце работают белыми и прозрачными красками - "оживка", когда светлыми тонами усиливают глубину рисунка.
Работа просто ювелирная.
Для удобства мастера используют деревянную подставочку, если кто не заметил.
9. В конце наносится орнамент.
Из золота с клеем. Со слов мастеров, самое лучшее - московское сусальное.
10. Эта крышка от шкатулки, конечно, просто образец для примера.
Но поверьте, я как завороженный смотрел на выходящие из-под кисти тончайшие золотые узоры..
Я так точно не смогу. Даже пробовать не стал.
11. В конце берется акулий зуб.
Шучу. Акул на Руси было мало, так что зубы чаще поставляла домашняя скотина.
И орнамент натирается, приобретая металлический оттенок.
12. Затем рисунок снова многократно покрывают лаком и сушат.
И вот результат - расчудесная шкатулочка.
Среди них есть и попроще, которые можно купить сразу в музее.
13. А есть и целые произведения искусства, стоимость которых достигает нескольких тысяч ихних долларов..
Интересно было бы на такие посмотреть?
Поездка в Мстёру состоялась в рамках проекта "Русская провинция".
Подписаться на обновления
|
</> |